Главная страница / Развлечения / Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 1. | печать страницы |
Вы решили сложить стих, то есть пробудились однажды утром с подобной возвышенной мыслью. Или имеется интерес более приземлённый – перед вами лежит неподписанная открытка. С чего начать не знаете, или, возможно, у вас имеется за плечами некоторый опыт общения с музой, однако достичь с ней консенсуса в силу тех или иных причин вам так и не удалось. Не отчаивайтесь, не всё потеряно.
Для начала стоит понять, какую позицию одобряет ваша личность по отношению к посетившей её идее. Здесь речь идёт о двух возможных случаях, которые имеют не сказать чтобы диаметрально противоположную, но, тем не менее, настолько различную природу, что может показаться странной сама мысль – и один, и другой отнести к одному и тому же феномену человеческой природы, а именно к творчеству. В одном случае – для простоты назовём его первым – вы оформляете (или пытаетесь оформить) в поэтическом слоге некоторую, поддающуюся логическому осмыслению, мысль. Или же, повторюсь, сознательно выражаете вышеупомянутым образом некое пережитое вами (в объективной, или субъективной реальности – в данном случае не важно) событие. Случай, действительно, не сложный. В отличие от второго, когда муза является без стука и, не выдвинув чётких требований, приставляет вас к листу бумаги. Разницу – условно – можно обозначить так: в первом случае вы создаёте произведение, используя свои творческие способности, в случае втором ваш, казалось бы, собственный творческий потенциал и, как ни странно, не воплощённая ещё идея используют вас в качестве рабочего инструмента.
Не могу назвать незаурядными случаи, когда именно в результате весьма ограниченного участия автора в создании произведения на свет рождается нечто, по праву претендующее на то, чтобы называться шедевром. Рискну даже предположить, что большая часть стихов, от которых по-настоящему захватывает дух, что называется, сами выходят из-под пера. Весьма тягостный аспект подобного творчества состоит в том, что автор, с удивлением читающий написанные им же самим строчки, начинает медленно, но верно терять уверенность в себе. Случается это в силу того, что на уровне подсознания присутствует понимание того, что к новоявленному произведению имеет он довольно опосредованное отношение. И по сравнению с тем, что только сейчас на одном дыхании им же написаны наличествующие в сознании мысли, образы и рифмы кажутся неким вторсырьём. Развивается такой себе синдром Пигмалиона. Параллельно с комплексом неполноценности. Не стоит относиться к творческому процессу опрометчиво.