Главная страница / Дети / Как выделить риски и развить факторы гибкости поведения детей в классе | печать страницы |
Дети, пережившие отрицательный опыт и стрессовые ситуации, более подвержены риску развития у них плохого поведения, неуверенности в себе и неспособности установить отношения с окружающими людьми. Гибкость в отношениях с людьми – это способность индивидуума выдерживать стрессовые ситуации; гибкости можно научиться или развить ее в школе, в семье или в обществе в целом. Преподаватели способны многое изменить к лучшему в жизни своих воспитанников, научив их, как справляться со стрессом и взрастить в последних силу духа, дабы они могли самостоятельно совершать переходы от разочарования, страха и злости к нормальному самоощущению.
Факторы риска
Факторы риска, к слову, включают в себя, в том числе, и наличие только одного родителя в семье, и бедность. Помимо этого, многие другие факторы способны поставить учеников перед риском возникновения проблем в школе. Сексуальное насилие и приставания (любой степени, в любой форме), пристрастие к наркотикам, подростковая беременность, смерть близких, разводы, неблагополучные семьи, некая персона, выделяющаяся из толпы (это может быть как сторонний человек, оказывающий влияние на жизнь ребенка, так и известные лидеры в классе, которым ребенок чем-то не понравился), компрометирующие и оскорбительные ситуации, сексуальная самоидентификация, беспомощность, чувство вины, неспособность на должной скорости воспринимать школьный материал, лишний вес – и это только некоторые моменты из огромного списка, вызывающие проблемы, переживаемые ребенком, столкнувшимся с первым в своей жизни настоящим обществом – школьным.
Учителя не многое могут сделать с такими вещами, как бедность или неблагополучные семьи (но даже здесь можно сориентироваться при наличии фантазии и желания), но они точно способны помочь ребенку выстроить в себе здоровую сопротивляемость и гибкость по отношению к жизненным обстоятельствам. Преподаватели могут идентифицировать в классах учеников с данными факторами риска по проявлению последних: одежда старая, странная или с чужого плеча, растрепанные и иногда даже грязные волосы, голодные, не выспавшиеся дети, синяки; или по поведению детей: замкнутость, подавленность, возросший уровень жестокости, если ребенка дразнят, безразличие и даже вызывающее поведение по отношению ко всему, что происходит в классе.
Гибкость в поведении и реакциях
Построение в классе отношений, в которых каждый внимателен к другому, - это важный момент в развитии психологической гибкости у детей. Заботливое отношение к близкому, поддержка, высокие ожидания (но не завышенные!) от ребенка и предоставленные возможности для самого разностороннего роста и развития – вот это и есть здоровая атмосфера в классе. Школы должны быть готовы объять все разнообразие характеров и ситуаций у учащихся и предложить им безопасное окружение и чувства принадлежности к коллективу, любви и равенства с другими. Они должны давать детям возможность привносить что-то свое в школьные мероприятия и жизнь школы в целом, дабы воспитанники смогли вырабатывать чувство уверенности в себе, а благодаря этому достигать новых высот и соответствовать высоким ожиданиям. Преподавателю стоит поощрять учащихся на формирование отношений с их ровней, на совместную работу и на общее веселье.
Роль учителя
Учителя, несомненно, играют важнейшую роль в построении уверенности в себе у ученика. Благодаря многочисленным исследованиям выявлена сильная взаимосвязь между позитивным и здоровым отношением между учителем и учеником, и академическими успехами у последнего. Вот почему учителя должны поощрять тех самых неблагополучных детей на более серьезную вовлеченность в работу и развлечения класса. Но при этом постараться не слишком явно и часто выделять его/ее из толпы, иначе это может привести к неприязни со стороны других учащихся. Таким образом, задача учителя – создавать дружественную атмосферу в классе, следить за отношением детей к неблагополучному ребенку в школе вне класса, и находить новые практики обучения, удовлетворяющие потребностям каждого ученика. Именно воспитанная в школе сила духа способна выстроить у ребенка уверенность в себе (т. к. именно в школе ребенок часто делает что-то сам, без значительной поддержки взрослых), так что учителям стоит в первую очередь апеллировать к первой, и уже потом справляться со слабостями ученика. Таким образом, учителя, как минимум, способны поддерживать в ребенке оптимизм и позитивный настрой в работе над его проблемами.
Построение гибкости и стойкости
Вот несколько простых мер, которые вы сможете предпринять в классе, чтобы выстроить гибкость и стойкость у детей с повышенным уровнем риска: