вернуться на главную
Главная страница / Спорт / Как сплавляться по горной реке? печать страницы

Как сплавляться по горной реке?

Понравилась статья? Размести её на своём сайте скопировав код ниже:
<a href="http://applepages.kz/ru/view_element.php?id=1672">Как сплавляться по горной реке?</a>
Прежде всего - о плавсредствах. 

На самом деле, их великое множество. Начнем с самых тяжелых.
Дровяной плот, «дрова». Его изготавливают на месте из сухостоя – сухих стоящих деревьев. Валежник не годится – эти бревна уже начали гнить – и зеленые тоже не подойдут – плот будет очень тяжелым и не поплывет. Сухостой пилят на бревна примерно 6-7 метров в длину и связывают веревками. Диаметр бревен 25-30 см, на плот их потребуется 8-10 штук. Экипаж плота – 4-6 человек, но иногда и больше. Управляется плот двумя длинными веслами (гребями) на носу и на корме. Для них возводятся специальные уключины – подгребицы. Управлять плотом в бурном потоке непросто, нужна очень слаженная работа экипажа. Если судно застряло в пороге на камнях, стащить его будет нелегко. Снять тяжелый плот можно рычагом (вагой), но как зайти в воду с вагой, если течение сшибает с ног?!

Постройка плота отнимает много времени и требует наличие сухостоя недалеко от воды. А как быть, если около реки сухостоя нет, а растет только хилый подлесок? Можно соорудить плот на надувных элементах, поплавках, только их, естественно, придется принести с собой. В качестве надувных элементов чаще всего используют камеры от автошин. Из тонких жердочек (уже не нужен сухостой) связывают настил, а к настилу крепят поплавки. Можно использовать и матерчатые мешки, наполненные надувными детскими игрушками. Был даже случай, когда в качестве надувных элементов использовались воздушные шарики. Плот на надувных элементах управляется так же, как и «дрова».

Если в верховьях реки вообще нет леса, то и плавсредство нужно приносить с собой. В свое время туристы-водники часто использовали в качестве средства сплава спасательные плоты, которыми оборудованы самолеты – ПСНы (плот надувной спасательный). Экипаж такого судна 4-6 человек, управляется ПСН однолопастными веслами с перемычкой – как у каноэ. В США (да теперь и у нас тоже) изготавливают посудины такого типа, рассчитанные на 8-12 гребцов. Там они известны под названием «рафт», а сплав на таких судах называют «рафтинг». Сплав на рафте более динамичен, чем на плоту – у него больше положительная скорость и лучше маневренность, особенно если экипажем командует опытный лоцман.

Как сплавляться по горной реке?
В нашей же необъятной любителям сплава по горным рекам более пришелся по вкусу катамаран. Корпуса спортивного катамарана представляют собой надувные баллоны гидродинамичной формы, на них располагается экипаж. Баллоны связаны жесткой рамой, а на раме размещают груз – походное снаряжение. Экипаж катамарана 2 или 4 человека, способ гребли как на каноэ. Катамаран превосходит рафт по скорости и маневренности, но требует от экипажа согласованных действий и определенных навыков.
по горной реке
Но самое полюбившееся нашим отечественным водникам плавсредство – двухместная байдарка. Управляется байдарка двухлопастными веслами. Многие конструкции этих лодок оборудованы рулем, но для сплава по горной реке руль не нужен. Это очень быстрое и маневренное судно, но плавание на ней требует серьезной подготовки. Байдарка легко переворачивается, экипаж должен не только уметь грести, но и чувствовать воздействие на лодку воды, уметь вовремя откренить судно, уйти от подводных или надводных камней. Все это постигается путем длительных тренировок и наращиванием опыта по принципу «от простого - к сложному». Даже если вы чувствуете себя в байдарке уверенно на спокойной воде, в пороге вас может поджидать немало сюрпризов.

Одноместная байдарка, или каяк, приносит туристу наиболее острые ощущения. Это, пожалуй, самое скоростное и маневренное судно для экстремального водного туризма. Каяки бывают сборно-разборные, как туристическая байдарка, но истинное удовольствие от сплава может доставить только неразборный пластиковый каяк. Лодки этого типа, в зависимости от назначения, имеют разные формы, габариты и изготовлены из разных материалов. Для спортивных соревнований по гребному слалому каяки имеют стандартную четырехметровую длину, ширину в самой широкой части 60 см, облегченную конструкцию и изготавливаются из тонкого стеклопластика. Для скоростного сплава каяки делают из прочного жесткого полиэтилена, корпус немного короче, но высота его больше, чем у каяка для трассы с воротами. И водоизмещение делается немного больше. Существуют акробатические каяки для водного родео (фристайла), они еще короче и еще прочнее, есть лодки, на которых спортсмены прыгают с водопадов и даже с мостов. А еще есть каяки для кануполо – это такая игра с мячом наподобие водного поло, но в каяках. Сплав по горной реке в такой маленькой и верткой лодке требует серьезной подготовки и высочайшего мастерства, которое достигается длительными тренировками.
Как сплавляться по горной реке?
Каяк изобрели эскимосы. Они же придумали и эскимосский переворот (эскимороль) – гребец может вернуть в исходное положение перевернутую лодку, не покидая ее. Дело в том, что эскимосы не умели плавать (а как можно научиться плавать в ледяной воде!). Если эскимос выпал из каяка, но сумел выбраться на берег, племя все равно считало его мертвым, он становился изгоем. Так что, жизнь, как говорится, заставила. Владение техникой эскимороля очень полезно для каякера.

Для сплава по бурной воде североамериканские индейцы использовали каноэ. Современные каноэ для гребного слалома и для спортивного сплава по обводам очень похожи на каяки, но они немного шире, а для гребца там имеется специальная лавочка, на которую он опирается, стоя на коленях. Спортсмен работает однолопастным веслом все время с одной стороны (с какой ему удобнее), разгоняя гребком ход лодки и отруливая ее коротким движением от кормы в конце гребка. Лишь изредка, в самых крайних случаях гребец перебрасывает весло на противоположную сторону, не меняя при этом положения рук. Посадка каноиста высокая, в связи с этим каноэ – еще менее устойчивое судно. Освоить эту лодку сложнее, чем каяк, но зато и удовольствие от сплава каноэ приносит больше. Хотя все, как говорится, на любителя.

Путешествия на плотах, рафтах, катамаранах и двухместных байдарках вполне автономны, то есть группа может погрузить в эти плавсредства все необходимое снаряжение. В каяках и каноэ места мало, поэтому в туристской группе должно быть либо большое судно сопровождения – рафт, катамаран – которое будет «грузовиком», а заодно и обеспечит страховку, либо необходимо иметь береговую пешую группу поддержки. Если вдоль реки проходит дорога (в России такое бывает крайне редко, причина всем хорошо известна), то возможна транспортировка бивачного снаряжения на автомобиле.

Туристы-водники берут с собой в поход все прибамбасы для пешего туризма – палатки, спальные мешки, посуду, запас продовольствия, одежду, - но помимо этого есть специфичное снаряжение, необходимое конкретно для сплава. Не считая плавсредства, это в первую очередь индивидуальные средства безопасности. Спасательный жилет должен быть надежен и удобен, чтобы не мешать движениям при управлении судном. Объем его равен примерно 14-16% веса спортсмена. То есть при весе 70 кг, объем должен составлять порядка 10 л. Необходимо помнить, что в бурном потоке вода – не совсем вода, она сильно перемешана с пузырьками воздуха, поэтому имеет меньшую плотность. Второе средство защиты – каска. Есть специальные шлемы для рафтинга, но подойдут и хоккейный, и велосипедный. Вода в горной реке, скажем так, не совсем теплая, поэтому сплавляться лучше всего в специальных костюмах из неопрена, которыми пользуются серфингисты и дайверы. Полезно, также, иметь защиту для локтей, коленей и голеней.

В качестве средств страховки наиболее часто используют альпинистскую основную веревку длиной 40-50 м. На одном конце укрепляется карабин, капроновый мешочек и кусок пробки или пенопласта для плавучести. Вся веревка аккуратно складывается в мешочек, а второй конец закрепляется на страхующем плавсредстве или на берегу во время страховки. Мешочек обычно окрашен в ярко-оранжевый цвет, поэтому данное приспособление называют «морковкой». Такая морковка должна быть на каждом судне, плюс одна береговая. Ее кидают терпящим бедствие - веревка разматывается, а карабин достигает цели (если кидающий достаточно меток).
Каждое судно должно быть оборудовано веревочными петлями, обвязками, короче приспособлениями, за которые можно зацепить карабин и отбуксировать лодку к берегу. В байдарках, каяках и каноэ все свободные места надо заполнить надувными игрушками, мячами для повышения плавучести.

Если группа находится в автономном плавании, то есть не имеет берегового сопровождения, необходимо позаботиться о сухости вещей и продуктов. В лодке или в рафте всегда сыро, даже если не было переворота, а на раме катамарана вообще груз постоянно поливается бушующей водой. Чтобы защитить от влаги вещи и продовольствие, их надо упаковать в специальные гермомешки. Они продаются в спортивных магазинах, а можно их склеить самим из прорезиненной ткани.

И, напоследок, совет: выбирать маршрут надо по силам. Посоветуйтесь с опытными друзьями, поищите отчеты о походах в Интернете или в туристском клубе. Набирайте опыт постепенно. Новичкам лучше отправиться на европейский север России – в Карелию, на Приполярный Урал. Более опытные туристы могут навострить весла на Алтай, в Саяны или Забайкалье. А там уж можно совершить и заграничное турне к высоким горам и стремительным рекам.

Возможно Вы искали:
- Как спортсмены соблюдают правила здоровья?
- Как стать профессиональным игроком в покер
- Как стать сильнее
- Как стать спонсором спортивного клуба
- Как стать чемпионом в спорте
на вверх ↑

Ваши комментарии:

Оставить сообщение
*  Ник:
*  Сообщение:
  Защита от автоматического добавления записи
 
*  Код картинки:
  *  обязательные поля для заполнения



Материалы не направлены на ущемление никаких национальных, политических, религиозных и каких либо других интересов!
За достоверность рекламы издатель ответственности не несёт. © При использовании материала ссылка на applepages.kz обязательна! Все вопросы и предложения: info@applepages.kz
Полезные советы были взяты с ресурса http://www.znaikak.ru