вернуться на главную
Главная страница / Развлечения / Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 2. печать страницы

Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 2.

Понравилась статья? Размести её на своём сайте скопировав код ниже:
<a href="http://applepages.kz/ru/view_element.php?id=33993">Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 2.</a>




Во второй части статьи «» рассмотрена будет уже практическая сторона этого вида творчества.

Итак, прорисуйте для себя основную суть произведения. Разговор идёт именно о внутреннем его зерне, а не о содержании. Не стоит составлять детальный план каждой строфы. Во-первых, вероятность успеха будет крайне невысока, во-вторых, речь идёт о том, чтобы обозначить некоторые разумные границы полёта творческой вашей мысли, но не отсекать излишне жесткими рамками так и не расправившиеся её крылья, иначе всё произведение, от первой буквы и до последней точки, создано будет исключительно силами интеллектуальными. А значимость стихотворного произведения отнюдь не истощается логической составляющей и изложенной в ней информацией.

Само понятие информации является довольно трудным к вопросам, скорее, философского характера, и в информационную нашу эпоху воспринимается, как ни странно, весьма упрощённо. Переданная посредством даже не фраз, но самого подбора слов, самого их звучания, чувственная, если можно так выразиться, составляющая поэтического произведения сообщает сознанию читателя не менее важную информацию, нежели смысловые конструкции, запечатлённые в грамматике фраз. Если перевести предыдущее предложение на несколько более понятный язык, звучать оно начнет примерно так: «важно не только то, что вы пишите, но и как вы это делаете». Согласитесь, предложения - «на берёзе ночью распустились почки» и «ветерок обсыпал изумрудной крошкой сонные берёзы как-то поутру» восприняты будут совершенно по-разному, несмотря на то, что повествуют об одном и том же событии. В первом примере объект, то есть берёза, выглядит самодостаточным и является центром создаваемого образа. В случае втором та же самая берёза является уже призмой, через которую автор и читатель видят таинственный и загадочный процесс пробуждения природы от зимнего сна. Если в первом случае в строке фигурирует преимущественно сама берёза, остальное же добавляется к ней в качестве необходимого антуража, то в строке второй, берёза имеет один и тот же статус с весенним ветерком, первой зеленью, утренним светом. И отображены во втором примере не столько упомянутые объекты, сколько само жизнерадостное весеннее настроение. Тот факт, что во втором примере отображенная картина обладает большим разнообразием, по сравнению с первым, отнюдь не означает, что второй вариант лучше. Если стих вы надумали посвятить именно берёзе, а не весне как таковой, не растекайтесь мыслию по её стволу. Если же решено описать весну как таковую, лучше сделать это на примере определённого количества объектов, но не вдаваться в детальные описания всего и вся. В стихе, как и в отличном блюде, не должно быть непомерно много компонентов.




Сам подбор соответствующих образов – дело не из легких. Имеет смысл перепоручить его непосредственно интуиции, но вот она не всегда склонна идти на соглашение с логической составляющей вашего произведения, и, подчас, подбрасывает слова и словосочетания, казалось бы самые верные, однако, в размер стиха никоим образом не укладывающиеся. Здесь необходимо смотреть, что дороже. Бывает, что зарождаются в сознании образы, которые сами по себе способны составить ценность стиха. В таком случае имеет смысл приложить максимум усилий, вплоть до изменения размера стиха, для того, чтобы найти им место в произведении. О чём следует здесь предупредить заранее, так это о том, что случай только что упомянутый невероятно близок к случаю, упоминаемому ещё в первой статье, где обозначена была не самая приятная перспектива перехвата образами контроля над творческим процессом. Старайтесь сохранить баланс между логической и настроенческой составляющей стиха. Если же особой яркостью образ не наделён, советую не стопориться на нём, но подыскать ему достойную замену, более склонную к соблюдению правил. Для примера, после фразы о распустившихся почках в сознании вашем запросто может, как бы сама собой, сложиться фраза: «А я вырезаю снежинки из школьной тетрадной страницы». Красивая фраза настроение создаёт более чем характерное, однако, в размер стиха, которое вы намеревались посвятить радостному событию - приходу весны, обновлению природы, новому витку жизни, никак не вписывается. Мой совет – посвятите возникшей столь внезапно теме ностальгической рефлексии отдельное произведение. Яркая тематика этого более чем заслуживает. А для начатого вами сегодня стиха составьте иное продолжение, например: «Нашептал им ветер много разных тайн».

Отслеживайте эмоциональную нагрузку фонетики. Если вашему стиху приличествует спокойный, размышлительный характер (именно таковой имеет стих, взятый для примера), не нагружайте его рычащими, шипящими резкими словами. Избегайте (на примере данного случая) слов и словосочетаний, имеющих, если можно так сказать, конфликтный характер. Также не забывайте об отдельном значении конкретного слова вне зависимости от контекста, в котором оно содержится. В нашем случае, допустим, словосочетание «дробь капели» лучше заменить на «звон капели». «Дробь» - это слово, имеющее излишне резкое для выбранной тематики звучание обладающее, к тому же несколько недружелюбным оттенком, и отсылающее читателя либо к тематике оружейной, либо к математической. С другой стороны, если в составляющих произведение словах часто будут встречаться слова, содержащие много мягких звуков, например, «ф», «л» «п», стих приобретёт весьма своеобразный, если можно так выразиться, изнеженный оттенок.




Не забывайте о том, как рифмуются написанные вами строчки. Если они рифмуются попарно – это (как правило) соответствует последовательной манере изложения информации или же постепенного раскрытия через детализацию образа. Если же рифма идёт через строчку даже без вашего желания и, возможно, даже ведения, в стихе возникнет некоторое противостояние образов. Само по себе это не организует недостатка поэтического произведения, особенно если тематика стиха имеет определённую остроту и подразумевает эмоциональное напряжение (например, поэма, посвящённая любви). И вовсе не обязательно, что несчастной. Будучи взаимным, это чувство также вызывает в душе состояние некоторой обособленности, и некоторого противопоставления себя миру, противопоставления, не имеющего негативной окраски. Если тип рифмовки не подобрался интуитивно, оцените логически, какие именно чувства вы желаете изложить в стихотворной форме. Звучит несколько странно, но, подчас, подобного рода анализ помогает спасти произведение, изрядно потрёпанное до этого штормом эмоций автора.




Также иногда можно встретить такой тип структуры стиха, при котором рифмуются первая с четвёртой и вторая с третьей строки четверостишия. При подобной организации оно оставляет большее, нежели в описанных выше случаях, впечатление завершенности строфы. Если склад вашего мышления и общая тематика произведения подразумевают скорее чёткость мысли, нежели неосторожные намёки и многозначность фраз, воспользуйтесь предложенным здесь способом рифмовки.
Возможно Вы искали:
- Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 1.
- Как рыбачат в Саудовской Аравии
- Как вывести литературное произведение в свет?
- Как благодаря восточным танцам ощутить себя счастливой?
- Как написать любовный роман
на вверх ↑

Ваши комментарии:

Оставить сообщение
*  Ник:
*  Сообщение:
  Защита от автоматического добавления записи
 
*  Код картинки:
  *  обязательные поля для заполнения



Материалы не направлены на ущемление никаких национальных, политических, религиозных и каких либо других интересов!
За достоверность рекламы издатель ответственности не несёт. © При использовании материала ссылка на applepages.kz обязательна! Все вопросы и предложения: info@applepages.kz
Полезные советы были взяты с ресурса http://www.znaikak.ru