Что означает выражение «сизифов труд»?
Выражение «сизифов труд» обозначает бесплодность, бесполезность какого-то дела. Появилось оно благодаря мифу о Сизифе, который рассказал очень давно Овидий.
Сизиф был сыном Эола, бога-повелителя всех ветров. Сизиф был царем Коринфа. По всей Греции он считался первым по хитрости, коварству и изворотливости ума. Благодаря этим качествам он сумел собрать в своем городе все мыслимые богатства. Коринф слыл богатейшим городом Греции.
Пришла пора уходить ему в мир Аида. Пришел за ним Танат, мрачный и зловещий бог смерти, чтобы проводить его. Но Сизиф, почувствовав приближение такого нежеланного бога, хитростью обманул его и заковал в кандалы. Не стало смерти на земле – люди не умирали, больше не было пышных похорон, не нужны стали подношения и жертвы богам подземного мира. Равновесие и порядок, установленные ещё самим Зевсом, нарушились. Только Арес, бог войны, смог освободить Таната из плена. Бог смерти всё-таки увел душу хитреца Сизифа в царство теней.
Но и там Сизиф продолжал хитрить. Он приказал жене не хоронить его и не приносить жертв подземным богам. Жена исполнила мужнин завет. Аид и Персефона не дождались похоронных жертв. Тогда Сизиф предложил Аиду исправить ситуацию, а для этого его должны выпустить в живой мир. Он прикажет жене принести жертвы богам и вернется обратно. Таким обманом вернулся Сизиф в мир живых, а возвращаться в царство теней был не намерен. Он жил и пировал в своем дворце, радуясь, что он смертный смог одурачить богов.
Но Танат по приказу Аида забрал-таки душу хитреца обратно в царство мертвых. А Сизиф за такое коварство и все остальные земные обманы наказан – его удел вкатывать огромнейший камень на высокую крутую гору. Тяжела его работа, только исполнить ее до конца невозможно: у самой вершины, когда, казалось бы, остается чуть-чуть до конца пути, камень срывается и катится к подножию. Сизифу снова приходится начинать всё сначала. Потом опять всё повторяется, и так до бесконечности. И никак Сизиф не может достигнуть вершины – конечной цели его работы.