Как прославился Патрик Зюскинд
Понравилась статья? Размести её на своём сайте скопировав код ниже:
<a href="http://applepages.kz/ru/view_element.php?id=1075">Как прославился Патрик Зюскинд</a>
Патрик Зюскинд…. О нем заговорили сравнительно недавно читатели всего мира, отслеживающие книжные новинки и отмечающие то, что не похоже на уже существующее в мире современной литературы.
Патрик Зюскинд поразил воображение читателей своей самой знаменитой книгой «Парфюмер. История одного убийцы». Тот же, кто не читал роман, заговорил о необыкновенном сюжете, идее описанной истории и создателе странного героя по имени Жан-Батист Гренуй после выхода на экран фильма «Парфюмер».
Патрик Зюскинд родился в 1949 году в Баварии, в маленьком городе Амбах. Он был вторым сыном Вильгельма Эмануэля Зюскинда, писателя и публициста. Патрик Зюскинд связывал всю свою жизнь с литературой. Он перебивался случайными заработками, писал сценарии и прозаические отрывки. Кроме того, молодой писатель увлеченно занимался музыкой, но от музыкальной карьеры он отказался из-за нехватки таланта. Зюскинд служил в отделе патентов, чтобы заработать на жизнь, он играл в теннис с богатыми партнерами.
И все же Зюскинд добился успеха на литературном поприще. Известность ему принесла пьеса-монолог «Контрабас» (1981 г.). Как ни странно, эта пьеса способствовала тому, что Патрик Зюскинд стал всемирно известен, но как автор другого произведения, а именно «Парфюмер. История одного убийцы» (изд. 1985 г.) Дело было так: секретарша преуспевающего цюрихского издательства «Диоген» пошла в театр на пьесу «Контрабас» некоего Патрика Зюскинда. На другой день она рассказала о своем походе в театр своему начальнику, издателю Даниэлю Кеелю. Заинтересованный издатель сам изучил пьесу, которая произвела на него неизгладимое впечатление, именно поэтому он и отправился к автору пьесы.
Так в руки издателя попал роман «Парфюмер», охарактеризованный самим автором как «плохой». Однако Даниэлю Кеелю показалось иначе, и он издал роман, правда, тиражом в 10 тысяч экземпляров (на всякий случай). Книга разошлась мгновенно. Незамедлительно последовало и второе издание, на сто тысяч экземпляров больше. Необыкновенный успех романа вызвал огромный интерес к личности автора, о котором практически никто не слышал до появления «Парфюмера».
Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» был принят публикой в 39 странах, в течение восьми лет он оставался бестселлером. Этот роман называют удачным экспериментом по соединению двух крайностей – элитарной и массовой литературы.
Эта книга очень неоднозначна, что и привлекает внимание исследователей к различным аспектам ее толкования. Известный литературовед Алексей Зверев в статье «Преступления страсти: вариант Зюскинда» анализирует четыре книги, созданные Патриком Зюскиндом, – «Контрабас», «Парфюмер. История одного убийцы», «Голубка», «Повесть о господине Зоммере». Зверев объясняет триумф «Парфюмера» тем, что западной публике уже давненько начали надоедать авторы, старающиеся соответствовать “духу эпохи”, однако из этого ряда явно выделяется Патрик Зюскинд.
В романе представлен образ гениального парфюмера, которого не останавливает необходимость убить несколько девушек для создания ангельского аромата. Но на самом деле сюжетная линия романа не так проста, а образ главного героя вообще ставит в тупик. Кто он? Гениальный творец ароматов? Жестокий убийца? Жертва ситуации? Безнравственный недочеловек? Каждый читатель пытается самостоятельно ответить на этот вопрос, и ответ у каждого свой. В романе Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» действие происходит в XVIII веке во Франции. Обращение писателя конца XX века к прошлому отнюдь не случайно. При создании образа гения ароматов, автору требовалось «поместить» героя в подобающее окружение. Как каждому живому существу нужна определенная среда обитания, где созданы все условия для его жизни и развития, так и герою Зюскинда требовалось место жизни, богатое разнообразными запахами, которыми живет герой. Обращение автора к истории XVIII века во многом объясняется тем, что в то время состояние населенных пунктов и внешность людей не соответствовали тем гигиеническим требованиям, которые предъявляются современному цивилизованному обществу. Например, в Париже в эпоху Возрождения вода была настоящей ценностью. На весь город имелось лишь сорок колодцев и около сорока фонтанов. Историки подсчитали, что средняя парижская семья располагала в день 12-15 ведрами воды для всех своих нужд, как-то: стирка, кухня, мытье. В восемнадцатом веке, выбранном Зюскиндом, ситуация немного улучшилась, однако тенденция заглушать неприятные запахи тела духами и благовониями сохранялась, и это тоже нашло свое отражение в романе.
Реалии XVIII века служат в романе фоном для развития сюжета и отображения характера главного героя. Ведь герой Зюскинда вполне мог бы существовать и в современном мире, только наделенный другими характеристиками. Образ тирана, воплощенный Зюскиндом в сфере ароматов, мог бы проявиться в любой другой сфере при наличии соответствующих условий. Читатель имеет возможность заглянуть в душу «гениального чудовища», а это, безусловно, привлекает.
Перед создателями фильма «Парфюмер» стояла нелегкая задача: показать образ гения ароматов, творца запахов, человека-чудовища. Фильм, получивший множество одобрительных откликов, не избежал и критики: идея книги значительно отличается от идеи фильма. Поэтому тем, кто только смотрел фильм и не читал книгу Зюскинда, трудно судить об авторской трактовке образа. Да и у многочисленных литературных критиков образ главного героя, Жан-Батиста Гренуя, вызывает спорную оценку.
Так, Патрик Зюскинд озадачил весь мир своим «плохим» романом. И его, автора нескольких произведений, знают в первую очередь, как создателя уникального «Парфюмера».
Ваши комментарии:
|
|