автор:
перевод: 5
Вкратце : Для успешной карьеры в области юзабилити требуются некоторые теоретические знания, но по большей части все зависит от того, как работают ваши мозги, и от накопленного многолетнего опыта тестирования и изучения пользователей. Единственное, как вы можете получить этот опыт, это начать работать над собой прямо сейчас.
Для того, чтобы достичь цели в адаптации технологий к нуждам людей, в мире понадобится полмиллиона специалистов по юзабилити в течение ближайших 20 лет. Чем скорее начнется их подготовка, тем лучше.
Мне часто задают вопрос, как стать профессионалом в области юзабилити и как получить работу по этой специальности. Ответ вы найдете, взглянув на список из трех качеств, которые есть у всех лучших профессионалов-юзабилистов :
- Знание теории взаимодействия (interaction theory) и методологий исследования пользователей (user-research methodologies), в особенности принципов тестирования с помощью пользователей
- Светлая голова
- Десять лет опыта проведения тестов с пользователями и прочих тестов на юзабилити, например исследований на месте
К сожалению научиться можно только первому из этих трех качеств (да кстати, у нас тоже есть такие курсы ). Искусство юзабилити основывается в большей части на таланте и на опыте, чем на знании теории. Львиная часть работы юзабилиста связана с обнаружением закономерностей, вот почему для этой работы требуется светлая голова и большой опыт: как только вы обнаруживаете у пользователя даже намек на проблемы при работе с интерфейсом, вы тут же должны сделать верный вывод об изменениях в дизайне.
Плохой специалист по юзабилити напишет в своем отчете следующее: 'Пользователю 1 понравился интерфейс, а Пользователю 2 - не понравился'. Согласитесь, не такая уж много полезной информации для команды дизайнеров в таком отчете. Хороший специалист по юзабилити сводит воедино наблюдения за всем множеством пользователей, обнаруживает закономерности , и приходит к выводам , на основе которых делается дизайн.
Я не утверждаю, что знание теории вообще не нужно. Ведь кроме всего прочего я сам написал несколько книг на тему юзабилити и верю в то, что опыт можно передать: ведь вам совсем не обязательно делать те же самые ошибки, которые допускал я двадцать лет назад. Если вы решили стать юзабилистом, прочитайте для начала несколько хороших книг по этой теме .
Вместе с основами теории изучайте также различные советы и приемы тестирования , которые сложились на базе многолетнего накопленного опыта. Если вы будете проводить исследование, опираясь на неверный метод, вы ничему не научитесь. Подробное изучение каждого метода повысит качество вашей работы, а освоение опыта других людей поможет вам при минимуме затрат получить высокие результаты.
Учитесь на практике
Может быть это и похоже на замкнутый круг, но для того, чтобы по настоящему научиться юзабилити, вам надо начать с практических занятий. Для достижения высшего пилотажа в юзабилити вам потребуется в течение многих лет наблюдать за пользователями в различных ситуациях:
- Изучайте как можно больше различных людей : старых и молодых, полных чайников и опытных пользователей, спецов по Юниксу, продавцов, врачей, техработников, администраторов, начальников, людей различных национальностей.
- Наблюдайте за тем, как эти люди выполняют различные задачи : покупают, ведут поиск, планируют отпуск, исследуют предмет интереса, управляют нефтяной скважиной.
- Наблюдайте за тем, как эти пользователи работают с различными интерфейсами и стилями . В идеале интерфейс должен позволять решить одну и ту же проблему несколькими путями, чтобы вы могли сравнить эти пути и оценить, насколько различные дизайны удобны по сравнению друг с другом.
- Экспериментируйте с различными платформами взаимодействия , будь то экраны размером со стену или наладонный компьютер. Очень полезно понаблюдать за тем, как люди взаимодействуют с чисто текстовыми интерфейсами - терминалами мейнфрейма или классическим Юниксом. Также не примените взглянуть на различные футуристические технологии, например 'виртуальные реальности', которые сейчас может и кажутся бесполезными, но могут подкинуть вам пару хороших идей.
Обратите внимание на частое употребление слова ' различный ' в этом списке. Благодаря широте охвата вы сможете с уверенностью заявлять, например, 'Пользователи обычно сталкиваются с проблемой в данной ситуации, но есть некоторые варианты дизайна, которые помогают решить эту проблему'. В юзабилити нет однозначного ответа на каждый вопрос. Чем больше вы будете наблюдать, тем лучше вы будете подготовлены к поиску решения новой неожиданной проблемы.
С чего начать
Для того, чтобы начать исследования по юзабилити, надо преодолеть лишь два препятствия:
- страх перед тем, что вы потерпите неудачу и
- стремление к полному идеалу.
Первое препятствие - мнимое. Ну конечно же у вас все получится. Для начала попытайтесь избежать классической ошибки новичков в юзабилити: общение с пользователем, которое влияет на то, как пользователь работает с интерфейсом. Сидите тихо и лишь слушайте, что говорит пользователь.
Второе препятствие вполне реально. Ваше первое исследование будет далеким от идеала. Но если вы хотите ждать той поры, когда ваша работа станет идеальной, вы никогда ничего не добьетесь, потому что (см.выше) стать хорошим юзабилистом можно только упорно занимаясь юзабилити.
Я рекомендую вам начать с маленького проекта , с которым проще всего совладать. В идеале вы должны быть хорошо знакомы с дизайнерами и разработчиками этого проекта, или сами выступать в качестве ведущего дизайнера или разработчика. Методы тестирования юзабилити настолько мощны, что даже плохо выполненное исследование даст вам столько полезных результатов, что ваш дизайн непременно улучшится. К тому же лучше погореть на маленьком проекте, чем на большом.
После нескольких раундов тестирования и улучшения дизайна, вы заметите следующее:
- Вы стали лучше разбираться в юзабилити.
- Ваши начальники заметят значительное улучшение дизайна ваших продуктов.
Вот тут-то и наступит момент перейти к более крупному, более ответственному проекту. Если вы работаете над интранет-проектами, выберите интранет-сайт, который популярен среди всех работников компании . Если вы улучшите юзабилити популярного ресурса, вы не только повысите производительность труда (что принесет компании много денег), но также повысите реноме юзабилити среди всех дизайнеров и разработчиков компании, которые тоже входят в число пользователей этого ресурса.
Изучить основы тестирования юзабилити не так уж и трудно. Мы обучаем этому за три дня . Труднее всего - правильно переварить полученные знания и достичь глубокого их понимания. На формирование мыслительной базы данных из тысяч наблюдений достаточно большой, чтобы стать классным экспертом по юзабилити, может уйти около десяти лет. Люди с опытом в несколько лет выдают вполне хорошие результаты, а при опыте в один год или около того упускают некоторые важные моменты. И все же вы просто вынуждены пройти через этот первый год, и чем раньше вы начнете проводить тесты, тем скорее вы станете мастером в этом деле.