Каждый раз при покупке фотопленки для поездки встает проблема выбора, тем более что ассортимент крупных фотомагазинов может насчитывать несколько десятков наименований. Вокруг пленок существует море легенд и минимум реальной информации. Возможно, этот текст поможет читателям разобраться в этом изобилии.
В статье речь идет о цветных негативных фотопленках. Многое сказанное применимо и к слайдам. О черно-белых пленках разговор особый.
Не уверен, что мне удалось изложить мысли так, чтобы они были понятны даже людям, совсем далеким от фотографии. Тогда приношу им свои извинения :)
Все, что здесь изложено - мое личное мнение, сформированное собственным опытом и общением с професиональными фотографами.
Основные характиристики пленок
Разумеется, не существует понятия "самая лучшая пленка". Разные пленки хороши для своих ситуаций: погоды, объектов сьемки, творческой задачи.
Увы, производители не сообщают о пленках почти никакой реальной информации. Все, что обычно пишется - не более, чем маркетинг, а текст примерно такой: "Пленка идеально подходит для...", после чего следует список типа: "Природы, портретов, свадьб, ...", короче, иделаьна для всего.
Поэтому практически единственный источник информации о пленках - это собственный опыт и советы опытных фотографов.
Мягкие пленки
Все пленки имеют такие характеристики любых средств отображения, как контрастность и насыщенность . Думаю, большинство читателей представляет, что это такое, так как одноименные ручки настройки есть в любом телевизоре. Пленки с пониженной контрастностью и насыщенности называются мягкими . К сожалению, эти характеристики никогда не указываются в явном виде, например, чисел. А ведь они оказывают большее влияние на фотоизображение.
Для того, чтобы фотография выглядела красиво, важно, чтобы на изображении присутвовал весь диапазон светов и теней - от самых черных до белых, причем с плавными переходами между цветами и от черного к белому. Если переходы слишом резкие, если тени слишком черные, если небо или вода слишком белые и в них потерялись все детали, то фотография выглядит резко и неприятно. Если цвета слишком кричащие и яркие, то теряются красивые переходные оттенки. Если, наоборот, в изображении нет ни черного, ни белого, а все однотонно серое, с блеклыми цветами, то снимок будет не менее скучным.
Поэтому в дождливую, пасмурную, туманную погоду природу лучше снимать на пленку с высоким контрастом и насыщенностью, чтобы компенсировать бледность исходного сюжета.
В солнечную ясную погоду перепады яркости между тенями и светами на предметах слишком велики, в результате на фотографии тени выглядят черными провалами, я света - белыми бликами. В таких условиях рекомендуется пользоваться мягкими пленками, они смягчают перепады яркости и делают изображение намного богаче и красивее.
Большинство любительских пленок очень яркие - имеют повышенную насыщенность и контрастность. Типичный пример - самые популярные пленки на нашем рынке: FUJI SUPERIA, KODAK GOLD, AGFA HDC.
Примеры мягких пленок - KODAK PORTRA, KODAK SUPRA.
Промежуточное место занимают KONICA VX, KODAK PROFOTO.
Портретные пленки
Для сьемки портретов лучше подходят мягкие пленки. Если лицо снимается на резкую пленку, то на фотографии губы, щеки и нос часто становятся неестественно красными, да и вообще усиление любых цветовых пятен и теней на лице выглядит некрасиво.
Существует специальные пленки, красиво передающие цвет человеческого тела. Их называют портретными .
Портретные пленки всегда мягкие. Поэтому их часто используют для любых ситуаций, где нужна мягкая пленка, например, для сьемки пейзажей,
Обычно в название портретных пленок включается какая-нибудь производная от слова "portret", например: KODAK PORTRA, AGFA PORTRET и т.д.
Фотографическая широта и цветопередача
Как всем, наверно, понятно, для того, чтобы на пленке правильно сформировалось изображение, на нее должно попасть строго определенное количество света от объекта сьемки. Если фотокамера автоматическая, то она сама регулирует это количество света, зная чувствительность пленки и замеряя яркость света, иначе нужные параметры выставляет фотограф вручную.
Чем больше количество света, попавшее на пленку, отличается от оптимального, тем хуже проявляет себя пленка: появляется зерно, блекнут и искажаются цвета. (отмечу, что недостаток света всегда ухудшает качество снимка сильнее, чем его избыток). В таких случаях говорят, что пленка неточно экспонирована.
Определить оптимальное количество света бывает очень затруднительно. Так, яркость неба бывает в десятки раз больше яркости травы, а дерево может быть еще в десять раз темнее, и все это находится одновременно в кадре. В таких условиях разные камеры засветят пленку разным количеством света, так как пользуются разными алгоритмами подсчета.
Фотографическая широта - параметр, показывающий, насколько пленка позволяет ошибиться с определение оптимального количества света, не теряя при этом качества изображения.
Многие современные пленки имеют колосальную фотографическую широту. Например, FUJI SUPERIA, KODAK GOLD, KODAK PORTRA, KODAK SUPRA (для тех, кому понятно - они практически не замечают недодержки в одну ступень и передежки в две ступени, и более-менее сохраняют качество при передержке даже на четыре-пять ступеней).
Некоторые другие пленки, например, AGFA HDC, KONICA VX, при любой ошибке дают сильное зерно и искажение цветов. Владельцам недерогих "мыльниц", управляющих светом не точно, я советую воздержаться от подобных пленок.
Профессиональные и любительские пленки
Изначально между этими типами пленкок была существенная разница, причем серьезней, чем простой подход: "хуже, но дешевле" и "лучше, но дороже" (хотя обычно это правда).
Профессиональные пленки имеют более точную цветопередачу и более высокое разрешение. Но они расчитаны на более точное экспонирование и обработку. Так, передержка и особенно недодержка сразу существенно ухудшет их характеристики. Кроме того, после сьемки их важно хранить в холоде и быстро проявить, иначе все их качества быстро теряются.
Любительские пленки позволяют делать большие ошибки в экспонировании. Так, самые дешевые из "мыльниц" вообще снимают всегда одинаково, темно на улице или светло, изначально расчитывая на огромную фотографическую широту современных любительсикх пленок. Кроме того, любительские пленки могут долго сохраняться без холодильника.
Таким образом, любительские пленки могут быть предпочтительней профессиональных независимо от цены. С другой стороны, снимая обычной "мыльницей", печатаясь в случайной лаборатории, вы скорее всего не заметите плюсов профпленок.
Сейчас ситуация несколько изменилась. Многие профпленки имеют теперь тоже огромную фотографическую широту и могут долго храниться вне холодильника. И наоборот, разрешение некоторых любительских пленок (таких, как FUJI SUPERIA) выше многих профессиональных. В результате деление на профессиональные пленки и любительские стало совсем условным и часто является просто маркетинговым приемом (знаменитый пример - KODAK ProFoto).
Чувствительность пленок
Чувствительность пленки - самый очевидный параметр, так как он большими цифрами написан на каждой упаковке, и смысл его интуитивно ясен. Три основные чувствительности пленок - 100, 200 и 400 ISO.
Чувствительность пленки кодируется на самой касете металлическими пластинками. и современные камеры сами ее считывают. Шаг изменения чувствительности может быть достаточно мелким. Так, портретные пленки часто имеют чувствительность 160. Недорогоие камеры обычно могут определять только три основных чувствительности. Тем не менее такие пленки можно в них смело использовать: чувствительность автоматичски округляется до ближайшей, понимаемой камерой.
Общая тенденция: чем чувствительней пленка, тем она хуже по качеству - в первую очередь, сильно возрастает зерно (до 160 это не проявляется). С другой стороны, если мало света, то использование более чувствительной пленки становится необходимым. Так, на "мыльницах" с сильным зумом во всех ситуациях, кроме разве что яркого солнца в горах, сразу нужно ставить пленку не ниже 400. На динамичных сопртивных сюжетах также приходится использовать пленки 400 и даже 800 единиц, иначе проявится "шевеленка": люди будут нерезкими из-за движений.
Существуют пленки очень высокой чувствительности, 1600 ISO и даже выше. Но качество изображения получается совсем уже низкое - особенно огромное зерно. Поэтому использовать их можно только для специвальных целей.
Тональность пленок
Считается, что у каждой пленки есть свои преобладающие цвета, причем эти цвета обычно делаются символом пленки и цветом упаковки. Так, для KODAK GOLD - это оранжевый, для FUJI SUPERIA - зеленый, для Konica VX - синий.
На самом деле, если отличия и есть, то практически незаметные. То, как печатают фотографию в лаборатории, влияет на ее цвет в сто раз больше. И сказки про цвета пленок обычно используют операторы лабораторий для оправдания своей халтуры. Можете не обращать на эти отличия пленкок внимание.
Нетехнические аспекты
Удобно после проб остановиться на нескольких пленках и их всегда придерживаться. Тогда вы всегда будете знать, чего от них ждать. При этом немаловажным может быть доступность пленки в продаже и распространенность подделок.
Профессиональные пленки типа KODAK SUPRA или KODAK PORTRA можно найти только в крупых магазинах столичных городов. Зато и подделывают их редко. Больше всего подделок пленок KODAK, особенно KODAK GOLD, поэтому если вы вдруг полюбили именно их, я советую их покупать только в проверенных местах. Один из признаков, что с пленкой что-то не чисто - название на касете нанесено не краской, а наклеено (так, купленная на автовокзале в г. Нальчик несколько лет назад, пленка KODAK GOLD-III оказалась подделкой: бумажка с названием пленки отклеивалась от касеты, и под ней было видно настоящее название пленки - иероглифы). Пленки FUJI подделывают намного реже. Пленки KONICA нет смысла подделывать - они и так дешевые.
Еще совет: если заранее известно, в какой фотолаборатории вы будете печататься - спросите у них, какая пленка у них печатается лучше. Конкретная печатная машина может быть подстроена под одни типы пленок лучше, чем под другие, что может сильно сказаться на результате. Заодно легче будет заставлять оператора перепечать то, что вам не нравится - он не сможет пенять на пленку, которую сам посоветовал.
Обзор некоторых пленок
Мои личные коментарии к некоторым наиболее доступным в Киеве пленкам.
FUJI SUPERIA 100, 200, 400, 800
Отличные любительские пленки. Дают контрастное яркое изображение. По распространенности уступают разве что KODAK GOLD, что удобно. Большинство фотолабораторий хорошо под них подстроено, поэтому с их печатью меньше проблем, чем с аналогичными по параметрам, но более редкими пленками.
Последние несколько лет в продаже приствует SUPERIA NEW (она же SUPERIA 4TH LAYER ). Отличается тем, что не зеленит при свете ламп дневного света (как это делает большинство других пленок), а так же по идее несколько резче.
- FUJI SUPERIA 100 Входит в число лучших по разрешению пленок из всех существующих. Хорошо прощает ошибки в экспонировании. Отлично подходит для сьемок природы (но НЕ в яркий солнечный день). Для фотографии людей не советую (особенно в помещении со вспышкой): мужчины будут иметь "накрашенные" губы, а женщины - красные носы.
- FUJI SUPERIA 200 Одна из немногочисленных пленок чувствительности 200, которую можно посоветовать. Зерно меньше, чем у многих "соток" других производителей.
- FUJI SUPERIA 400,800 Хорошие пленки для своей чувствительности.
Серия пленок KODAK GOLD
Самые распространенные любительские пленки, каждый год и в каждой стране выпускаются под новым именем, в результате разнообразие подвидов огромное. В зависимости от конкретного вида пленки и места закупки поставщиком может иметь самые разные характеристики и случайное качество. Дает яркое контрастное изображение. Если пленка достаточно "честная", то качество неплохое, выдерживает большие ошибки в экспонировании.
Konika VX, IMPRESSA, PORTRET
Недорогие любительские пленки. KONICA VX и IMPRESSA имеют умеренный контраст и насыщенность, KONICA PORTRET - мягкая. Пленки имеют нормальное соотношение цена/качество, но при неточном экспонировании сильно возрастает зерно и исажаются цвета.
KODAK PROFOTO 100
В отличе от того, что про нее пишется в рекламном буклете, это недорогая любительская пленка умеренного контраста. Для портретов малопригодна, так как на лицах сильно краснит. Но для пейзажей вполне подходит.
AGFA HDC 100
Любительская пленка с яркими кричащими цветами (особенно красным). Очень красиво ей снимать природу закате, осенние деревья. Очень крупное зерно, заметное даже на 13x18. При неточном экспонировании сильно искажаются цвета, а зерно становится еще больше.
POLAROID
Единственное достоинство пленки - низкая цена. Все остальное плохо.
KODAK PORTRA
PORTRA NC 160, PORTRA NC 400, PORTRA VC 160, PORTRA VC 400
Хорошие профессиональные пленки. PORTRA NC имеет более споконые цвета, PORTRA VC - более яркие, но отличаются не сильно (KODAK PORTRA NC 160 - самая мягкая пленка на нашем рынке). Отличное разрешение, хорошая цветопередача, нормально переносят ошибки в экспонировании. В связи с мягкостью понятно их назначение: в первую очередь сьемки людей. К сьемкам природы подходить осторожно - может получиться серовато.
Главный недостаток пленки - цена: почти вдвое выше, чем у FUJI SUPERIA. Продается она только в крупных магазинах.
KODAK SUPRA 100
Хорошая профессиональная пленка. Очень мягкая, хоть и не настолько, как KODAK PORTRA. Очень высокое разрешение, хорошо выдерживает ошибки экспонировании. На мой взгляд, одна из самых удачных пленок для природы в яркий солнечный день. Для портретов также подходит неплохо.
Стоимость - не намного выше, чем у FUJI SUPERIA, но найти ее можно только в крупных магазинах.
Ваши комментарии: