Бизнес-план – основа любого бизнеса. Он может быть написан для себя – коротко на нескольких страницах, или для потенциального инвестора – развернуто с графиками и подробными расчетами. Во всех случаях бизнес-план должен отвечать на несколько вопросов – каковы основные мероприятия, действия необходимые для получения прибыли, какой собственно будет эта прибыль, что именно позволит вам ее получить и почему именно вы сможете добиться описанного результата.
В бизнес-плане подробно описываются клиенты и их потребности; последовательность работ, основные этапы, необходимые на каждом этапе ресурсы и сроки выполнения. Должна быть описана конкурентоспособность (почему именно вы, ваши сильные стороны) и риски; сделан расчет расходов, доходов, налогов и чистой прибыли. Должно быть понятно, почему уровень дохода не завышен, а расходы не занижены.
Бизнес-идеяБизнес-план как и бизнес начинается с бизнес-идеи, общего представления о том, чем следует заняться. Успешность бизнеса может обеспечить достаточно успешная и оригинальная бизнес-идея, хорошо подходящая для вас.
Конкурентные преимуществаСледующим шагом является определение своих конкурентных преимуществ. За потребителя нужно бороться – составьте список того, что поможет вам в конкурентной борьбе. Как правило, к преимуществам относятся способность более полного удовлетворения потребностей клиентов.
РискиРиски - это те обстоятельства, которые не зависят от бизнесмена и могут привести к существенному ухудшению показателей бизнеса (уменьшению прибыли, сокращению числа клиентов, а то и вовсе к невозможности дальнейшей деятельности). Описать риски до начала бизнеса необходимо для того, чтобы:
- оценить вероятность того, что планируемые показатели бизнеса (прибыль, количество клиентов) не будут достигнуты;
- заранее определить, чего следует более всего опасаться, и наметить пути нейтрализации негативных последствий.
Для оценки рисков целесообразно получить дополнительную информацию о будущем бизнесе. Например, поработать в виде наемного работника в таком же бизнесе - за месяц работы вы узнаете столько секретов и особенностей этого бизнеса, сколько не описано ни в одной книге. Также можно понаблюдать «снаружи» на то, как идут дела у ваших конкурентов - сколько приходит клиентов, в какое время, на что они обращают внимание.
Доходы и расходыДалее вам предстоит подсчитать общую стоимость и длительность подготовительного периода, а затем можно перейти к расчету текущих финансовых показателей. Если Ваш бизнес не имеет сезонных колебаний, а Ваши затраты и поступление денег от клиентов совпадают по времени, то достаточно рассчитать средние месячный доход. Это может быть сделано разными способами, например, узнать выручку у конкурента или оценить количество клиентов и, прикинув среднюю сумм
у покупки, вычислить месячный доход. Затем нужно произвести подсчет текущих ежемесячных расходов. Расходы надо сгруппировать по видам, например, таким образом:
- сырье и материалы;
- закупка товаров;
- арендная плата;
- зарплата наемных работников;
- платежи по социальному страхованию работников;
- коммунальные платежи;
- ремонт оборудования;
- прочие.
Разница между доходом и расходом составляет прибыль. Однако, из этой прибыли еще нужно вычесть налоги. Существует несколько различных вариантов уплаты налогов:
- стандартное налогообложение, включает в себя НДС (от его уплаты можно освободиться), единый социальный налог (при наличии наемных работников), налог на доходы физических лиц, платежи в пенсионный фонд;
- упрощенная система, включает в себя единый налог в виде 6% от дохода или 15% от разницы между доходом и расходом, платежи в пенсионный фонд;
- единый налог на вмененный доход, представляет собой фиксированную сумму, зависящую от вида деятельности и других параметров, но не зависящую от реальной прибыли, платежи в пенсионный фонд.
Для более четкого представления о размере прибыли и дефиците средств полезно составить таблицу движения денежных средств – это позволит увидеть нехватку денег и принять решение о путях ее устранения. Ежемесячное движение денежных средств показывает наличие денег в кассе или на расчетном счету.
Бизнес-план должен состоять из следующих пунктов:РезюмеРезюме должно читаться как отдельный документ, кратко отражающий основные положения бизнес-плана. Обычно резюме содержит отличительные особенности Вашего бизнеса.
Описание предпринимателя / организации Необходимо указать выбранную организационно-правовую форму (индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью), причины такого выбора. Особенности предпринимателя (
возраст, опыт, личные качества и пр.) и юридического лица (состав собственников, местонахождение и пр.) демонстрируют готовность вести выбранный бизнес.
Описание продукции / услуг Наименование продукции или услуги, ее отличительные черты, потребительские качества, цены должны быть описаны так, чтобы было понятно, что продукт обдуман и полностью готов для представления потребителю.
Анализ рынкаОписываются проведенные Вами исследования рынка аналогичных товаров: основные конкуренты, преимущества и недостатки их продукции (услуг), как они могут отреагировать на появление Вашего товара (услуги). Следует заострить внимание на тех качествах Вашего товара, на которые Вы будете обращать внимание потребителя, чтобы выиграть в конкуренции. Надо описать основные группы потребителей, их привычки и предпочтения. Схема распространения товара (услуги) должна быть детальной (где продавать, как и почем).
Производственный планЗдесь могут быть описаны основные технологические решения, лицензии, патенты, особенности производства, необходимое оборудование, источники поставки основных материалов и оборудования. Необходимо учесть все производственные потребности, включая найм персонала, и расписать процесс производства в календарном плане.
Организационный планНеобходим только для организаций или при найме большого количества персонала, при сложной организации работ. Описывается ход выполнения работ, участники, организация работ, организационная структура.
Финансовый планОписание основных финансовых данных: затраты начального периода и текущие, расчет потока денежных средств, расчет налоговых платежей, прибыли.
Для привлечения кредита в этом разделе бизнес-плана также должна быть подробно обоснована возможность его возврата в установленные сроки, а также уровень ответственности заемщика и гарантии.
Оценка рисковСоставляющая бизнес плана, в которой рассчитывается устойчивость проекта к возможным внешним экономическим изменениям (инфляция, несвоевременные выплаты потребителей), и внутренним (изменение себестоимости продукции, объема сбыта). Также определяется граница безубыточности, т.е. тот уровень продаж, при котором бизнес будет иметь нулевой доход.
Нормативная информацияВ соответствующих случаях в бизнес-плане описываются подлежащие применению нормативные документы, разрешительная документация, в том числе по воздействию на окружающую среду.
Приложения Данный раздел вводят в бизнес-план для того, чтобы разгрузить основные пункты от громоздких документов (расчетов, таблиц, графиков, нормативных актов).
Ваши комментарии: