Работа актера заключается в исполнении различных ролей на сцене – это в узком смысле, конечно. Получая текст, работник театра должен выучить его, желательно не отступая от текста, уметь импровизировать в рамках своей роли. Кроме этого в этап подготовки входит написание истории героя (или хотя бы нужно иметь представление о ней).
На первых читках пьесы старайтесь не придавать голосу характерность. Читайте просто, словно у вас в руках обычная газета с информацией. Вместе с этим обращайте внимание на пунктуацию и орфографию, не коверкайте слова, не пытайтесь заменить их другими, подходящими по смыслу. Все исправления в тексте делаются только с указания режиссера. Однако вам никто не запрещает высказать свое мнение и если оно окажется верным – ваше замечание примут во внимание.
После нескольких прочтений старайтесь понять из текста, из манипуляций персонажа которые он проводит, характер своего героя, хотя бы в общих чертах. Постепенно, переходя в читках от сцены к сцене, разбирайтесь в причинах действий героя. Высказывайтесь, отвечая на вопросы: «Почему он так сделал?», «Почему он так думает?». С этого момента вы уже начинаете «лепить» свою роль.
Работа над ролью не должна происходить только в стенах театра. Читайте текст дома: возможно, вы найдете какие-то новые интересные мысли по поводу той или иной ситуации в пьесе. Кроме этого повторное прочтение поможет лучше запомнить текст.
Было бы неплохо завести небольшой дневник, тоненькую тетрадку. Записывайте в нее все свои ощущения, вернее – ощущения, чувства, своего персонажа, его перестройку в каких-либо происходящих обстоятельствах по ходу пьесы. Оставляйте место, чтобы дописать какие-либо мысли по ходу работы над материалом. Вам вполне может помочь и такая форма работы – составление так называемой «легенды роли». По сути это биография персонажа, его жизненный путь. Для чего ее нужно знать? Да потому, что играя какого-либо человека на сцене нужно играть не одиночный, самостоятельный кусок его жизни. Нужно показать лишь часть его биографии, но чтобы зритель видел, что герой появился на подмостках не «с нуля», а за его плечами целый мир.
Натыкаясь в тексте на непонятные слова, обороты, выясните их происхождение и значение. В этом вам в состоянии помочь Интернет. Если есть какие-либо указания на места рождения героя или факты его жизни, связанные с реальными объектами (городами, историческими личностями и пр.), то точно также изучите все подробности с помощью различной литературы и Интернета.
Вполне подойдет и чтение различных книг на тематику спектакля, просмотра кинофильмов, прослушивание музыки. За дополнительным материалом вы всегда можете обратиться к коллегам или режиссеру.
Как учить текст?
-
Текст можно (и нужно!) запоминать в процессе репетиций, это само собой разумеющееся правило. Ведь зачастую, проходя один и тот же эпизод несколько раз в поиске правильной мизансцены и прочего, текст с легкостью начинает запоминаться. Если он не слишком объемен.
-
Учите текст дома самостоятельно. Какие-либо большие отрывки, монологи нужно заучивать, зазубривать как стихотворения в школе, как таблицу умножения. При работе над отрывком делите его на ряд логических частей, заучивайте каждую последовательно, а затем соединяйте их вместе. Также вам способно помочь визуальное представление о том, что вы рассказываете. Представляйте картины описания с точностью до мелочей, какие-либо действия и пр. Заранее приготовьте для себя место, где вы будете учить текст. Это может быть парк или ваша комната. Вы можете учить в тишине или под музыку. Композиции выбирайте под темы спектакля или же используйте обычную инструментальную музыку.
-
Помощь в заучивании текста может оказать простое переписывание роли. Для этого вооружитесь тетрадкой и ручкой. Полностью переписывайте только свои фразы, размещая между ними реплики партнеров в сокращенном виде – начало и конец фразы. Для удобства выделите свои фразы текстовыделителем. Лучше всего писать через строчку - вдруг что-то придется исправлять по ходу работы над спектаклем. Такой метод довольно стар, его используют очень часто актеры в возрасте. Молодые же предпочитают работать с распечатанной ролью.
-
Как только текст начинает запоминаться – попросите кого-нибудь из друзей или коллег покидать вам реплики, то есть просто проговорить текст без применения оценок, характерности в голосе, с минимальным использованием различных приемов. Допускайте «подглядывание» в оригинал.
Если вы выходите на площадку с выученным текстом, то у вас сразу же появляется огромная легкость в действиях. Все потому, что вы не держите в руках листы бумаги (или тетрадь), ваш взгляд направлен на партнеров, вы видите, куда ступают ваши ноги и т.д.
И еще. Существует старая актерская примета, что если текст упал на площадку, то поднимать его нужно определенным образом. Сядьте на него пятой точкой и аккуратно выдерните из-под себя. Иначе роль «не пойдет». Правда это или нет – решать вам. Ведь приметы работают с теми, кто в них верит.