Как же вести себя на собеседовании? Часто, очень часто возникает такой вопрос у всех людей, ищущих работу. При поступлении информации о будущем собеседовании, в голове у соискателя тут же возникает просто море вопросов.
Вот некоторые из них:
1. С какой ноги лучше встать утром? С правой или с левой? Есть много мнений на этот счет. Даже в русских приметах об этом упоминается. В таких как: «Чтобы весь день был удачным – утром встать на обе ноги, а идти с левой» или «Начинать утро с правой ноги (вставать с постели, надевать обувь) - к удаче на весь день». Вот и стоит задуматься, с какой же ноги встать утром перед собеседованием. А может и без разницы. А лучше с той, с которой каждый день встаете.
2. Что надеть на встречу? Есть общеустановленные стандарты по выбору одежды на деловые встречи, собеседования. Классика (еще со школьных времен) – это белый верх и черный низ. Хорошо если одежда будет немного консервативна и строга по стилю. А самый лучший вариант – это белый или серый цвет. С точки зрения психологии белый цвет говорит об открытости натуры человека, серый - о спокойствии, черный - о серьезности. Желательно воздержаться от очень ярких цветов, многие из них говорят о дерзости, агрессивности, неуверенности. Для женщин важны яркие аксессуары, они говорят об оригинальности и современности. Для мужчин на собеседовании выигрышны пастельные тона, а также бледно-голубой и темно-синий.
3. Какой сделать макияж? Женщин часто волнует этот вопрос. Говорят, что ХОРОШИЙ макияж тот, которого не видно. То есть макияж в идеале обязан выделять плюсы и прятать изъяны. Но и то и другое он должен делать мягко, не кричаще.
4. Как настроиться на нужный лад, и какой он – этот нужный лад? Правильный лад - это когда вам комфортно и приятно общаться с человеком на встрече. В меру веселый и в меру серьезный. Всё-таки собеседование – это деловая встреча, так что настройтесь по-деловому.
5. Какие факты о себе рассказать, а какие – не стоит? На собеседовании лучше поведать о достигнутых вами целых, имеющих отношение к работе, так же можно упомянуть о творческих успехах (о прыжке с парашютом, написанной поэме, выигранном конкурсе и т. д.). Не стоит рассказывать о том, что все ваши бывшие начальники/сотрудники были злыми, склочными и ужасными (даже если это действительно так!). Нужно рассказать кратко о своих увлечениях, хобби. Сильно в рассказе увлекаться не стоит, собеседнику может быть неинтересна данная тема.
6. Как лучше поздороваться? С чего начать разговор? Французская поговорка гласит: «У вас не будет второй возможности произвести первое впечатление!» И это действительно так! Поэтому постарайтесь понравиться вашему собеседнику с первой секунды. Произнося приветствие, искренне улыбайтесь. Не переусердствуйте, улыбка не должна выглядеть как оскал волка. Про американскую нарисованную улыбку лучше тоже забыть, мы – россияне, поэтому лучше улыбнитесь по-нашему, от души. Здороваться лучше так: «Добрый день, Иван Иванович!» Приветствие универсальное для любого времени дня и приятное на слух. При общении хотя бы трижды произнесите имя собеседника. Один из великих мудрецов древности сказал, что самая приятная музыка для души человека – это звучание его имени. Так радуйте же душу собеседника этой музыкой!
7. Какие вопросы будут мне заданы? Вопросы могут быть заданы самые различные и неожиданные. Лучше даже для себя представить все эти вопросы и ваши ответы на них. Подумайте дома в спокойной атмосфере, как будет лучше на них ответить, посоветуйтесь с родными, посмотрите в книгах, Интернете.
8. Честно и прямо отвечать на все вопросы или лучше неясно, обтекаемо? Конечно, это зависит от многих факторов. От того, насколько доверительно складывается собеседование, нравится ли вам общаться, комфортно ли чувствуете себя. От того, какой именно вопрос вам задан. Думаю, здесь в полной мере лучше полагаться на чувства. Как вам покажется лучше ответить на вопрос, так и поступайте.
9. Что принести с собой на встречу? Часто привлекают внимание мелкие детали образа. Хорошо, если с вами будет книга, близкая по тематике с работой, на которую претендуете. Конечно, важно действительно читать интересные тематические книги, а не просто их носить с собой.
11. Вести себя скромно или эмоционально? Очень неоднозначный вопрос… Часто стиль поведения человека на собеседовании зависит от его характера, настроения и погоды на улице. Вы, конечно, можете вести себя подобно вашему собеседнику (как советует НЛП), и некоторые так и поступают. Но мне кажется, что лучше в любой ситуации оставаться самим собой. Оставаться таким, каким вас знают родные, друзья и знакомые. Ведь в течение работы при положительном результате собеседования вы всё равно не сможете всегда притворяться, подстраиваться под кого-то.
12. Наконец, не забывайте отвечать собственными вопросами. Для начала - это возможность узнать побольше о потенциальном месте работы, особенно если вы желаете занять руководящую должность, чтобы потом не искать материалы, описывающие и не устраиваться на новое место, не проработав здесь и года. Плюс, иначе у интервьюера обосновано сложится впечатление, что либо вы пришли туда для галочки, либо готовы на любую работу с любой оплатой. А согласитесь, начинать с «утверждения», что вас нет причины ценить, определенно не стоит!
А самое главное – верить в положительный исход встречи и с этим отправляться на неё!