Как наши дети готовят уроки? Ответ прост: или сидят за столом до глубокой ночи, пытаясь своим умом 'дойти до самой сути', или ловко скачивают рефераты, или подставляют ответы из 'решебников' и читают пересказы шедевров литературы, или - не делают практически ничего.
Какой выход из этой ситуации? Правильно организовать процесс, пересмотреть школьные программы или и то и другое вместе? Об этом наша страничка.
Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких:
'Дома тоже чередуйте уроки и переменки'
Есть несколько правил, которые помогают эффективно использовать время на приготовление уроков.
Марьяна Безруких: Правило первое: не садиться за уроки сразу после прихода из школы. После обеда нужно час-полтора отдохнуть и только тогда приступать к занятиям.
Правило второе: не начинать с самого сложного. На трудное уходит порой очень много времени, что-то не удается, ребенок ощущает неуспех, у него пропадает желание работать дальше. Стоит начать с самого любимого, с того, что точно получится.
Правило третье: работать с перерывами. Если после 20-30 минут интенсивной работы младшеклассник начинает отвлекаться (он устал), нужно сделать 10-минутный перерыв. Можно включить музыку и подвигаться, съесть половинку яблока или выпить сока. Старшеклассники же должны делать перерыв через 40-45 минут. Попытка выполнить все задание через силу не дает эффекта.
Известия: То есть устраивать нужно себе подобие уроков и перемен?
Безруких: Да. 45 минут - это продолжительность интенсивной работы без отвлечения, на которую способен взрослый человек.
Еще одна ошибка родителей малышей заключается в том, что они сидят рядом с ребенком, когда тот делает уроки. Они считают, что так он меньше отвлекается. Но проходит время, и взрослые понимают, что вечно это продолжаться не может. И тут оказывается, что без них ребенок выполнить задание уже не в состоянии: он привык, что ответственность за результат берет на себя взрослый. Поэтому с самого начала научите своего ребенка организовывать время, планировать работу (какие задания нужно выполнить, с чего лучше начать). И постепенно отучите его от помощи взрослых. Самое лучшее - сказать: я рядом, но у меня много дел (если нужна помощь, я к тебе подойду).
Другая важная вещь: у ребенка должно быть свое место для уроков, если не комната, то выгороженный угол со столом и стулом по росту. Он не должен сидеть на кухне, где мама жарит котлеты. Плохо, если рядом грохочет телевизор, а вокруг бегает младший братик или скулит собачка. Это отвлекает.
Известия: А что делать старшеклассникам, которые просто физически не успевают выучить все уроки?
Безруких: Они выкручиваются как могут. Чаще всего нагрузка неравномерно распределена по дням недели. А вообще полезно завести дневничок и проследить, на что сколько времени уходит (на просмотр сериалов, на компьютер). Ночные бдения за уроками - вещь малоэффективная. Помимо того что сокращается время сна, после поздних занятий труднее заснуть. С малышами вечером лучше не говорить о школе, не обсуждать невыученных уроков.
Как правильно делать домашнее задание
1. Делать перерыв - съесть яблоко или сплясать.
2. Пусть играет тихая музыка.
3. Для младших школьников - ноги не должны болтаться в воздухе.
4. Свет - слева (у левшей - справа).
5. Обязательно выключен телевизор.
Будьте осторожней с 'Решебниками' и 'Сборниками лучших сочинений'
Зайдите в книжный магазин, торгующий учебной литературой, и увидите массу книг типа 'Все предметы школьной программы в кратком изложении'; 'Отличные' сочинения по литературе XIX-XX веков' (варианты - медальные сочинения, все сочинения по литературе), 'домашние работы' по всем предметам в серии 'решебник', соответствующие учебникам разных авторов.
В продаже есть и толстенькие томики под названием 'Все программы по учебникам всех годов изданий за …класс'. И далее - перечень предметов: физика, химия, алгебра, геометрия, русский, английский. Доклады по истории или другим предметам можно скачать из интернета, а чтобы не мучить себя чтением 'Войны и мира' или 'Грозы', можно купить пересказы.
В каком-то смысле это даже хорошо: при непомерных домашних заданиях и перегруженных учебных планах подобная литература хоть как-то помогает детям. Другое дело, что в 'решебниках' - масса неправильных ответов, а 'лучшие' сочинения по литературе - это часто безграмотный бред.
А в итоге учеба превращается в чистой воды профанацию. Может, чиновникам от образования пора стать реалистами и наконец пересмотреть учебные программы?
Набоков для второклассницы
Из ответов 30 опрошенных школьников, обучающихся в разных классах, следует, что время, которое они тратят на домашние задания, не всегда зависит от того, сколько задано. Один ученик сидит над учебниками два-три часа, другой выделяет на ту же работу 15 минут. Четверо из опрошенных на вопрос 'сколько времени вы тратите на домашнее задание' ответили, что не делают его вообще.
Мама ученицы 2-го класса:
Моей дочке иногда задают столько, что уроки приходится делать по 5-6 часов. Недавно ей задали выучить стихотворение Набокова, а я ей сказала, что учить не стоит, так как автор, по-моему, писал не для 8-летних детей. Она в ответ расплакалась: 'Сказали - выучить! Как же я в школу пойду?'
Ученик 8-го класса:
Я 15 минут делаю домашние задания. Выполняю задания только по русскому языку, иногда делаю алгебру и геометрию с помощью великого изобретения - 'решебника'.
Ученица 9-го класса:
Я иногда до часу ночи сижу: то карту по географии надо нарисовать, то сочинение написать, то историю учить. Если очень захотеть сделать непременно все домашние задания, включая дополнительные, то на это можно хоть все время потратить.
Опрос подготовила Екатерина ПАТРИНА
'Нотки беспробудной тоски и бескрайней печали'
Отрывки из сочинений-шпаргалок
'Часто слова из 'Евгения Онегина': 'Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей' понимаются как его жизненное кредо. Но ведь в том же 'Евгении Онегине' разврат называется 'достойным старых обезьян'. Пушкину более свойственно возвышение любви, нежели наоборот'.
'На протяжении сюжетного действия Татьяна полностью меняется внешне, сохраняя при этом все лучшие внутренние качества'.
'Когда читаешь о том, как княжна Марья занимается с отцом математикой, сердце наполняется такой жалостью к этой девушке, что так и хочется защитить ее от самодура-отца'.
'Анна Андреевна Ахматова нашла в себе силы, чтобы уже в 22 года заставить литературную общественность обратить на себя внимание'.
'По мере взросления Ахматовой нотки беспробудной тоски и бескрайней печали начинают преобладать в безупречной гармонии ее стихов'.
5 великих двоечников:
Иван Бунин, русский писатель, лауреат Нобелевской премии
Томас Эдисон, изобретатель телеграфа
Альберт Эйнштейн, создатель теории относительности
Эдуард Мане, французский художник
Эмиль Золя, французский писатель
4 великих отличника:
Владимир Ленин
Мария Склодовская-Кюри, физик, дважды лауреат Нобелевской премии
Александр Грибоедов, русский писатель и дипломат
Дмитрий Менделеев, русский химик