КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
1. Раскрытие темы
ДВА ПОДХОДА К РАСКРЫТИЮ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ
Как раскрыть тему сочинения?
Снова мучительный вопрос!
Давайте предположим, что существуют два различных подхода к раскрытию темы.
К какому результату они приведут - вот мера их правильности.
ПОДХОД ПЕРВЫЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ:
В сочинении должны быть не только затронуты, но и раскрыты все аспекты темы, в сочинении должен содержаться максимум информации по теме.
ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ:
Отразить весь объем известной информации, все знания по теме сочинения.
ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ:
Сочинение - это максимум информации по теме.
ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ?
Нечто бесформенное по поводу темы.
НЕВЕРНЫЙ ПОДХОД
_________________________________________________________
ПОДХОД ВТОРОЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ
В сочинении невозможно раскрыть все аспекты темы, поэтому стоит остановиться только на одном, самом простом тезисе (утверждении) и подборе аргументов (доказательств) к этому тезису.
ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ:
Доказать, аргументировать единственный простой и ясный тезис (утверждение) в рамках темы сочинения.
ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ:
Сочинение - это тезис и его аргументация.
ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ?
Целенаправленная интеллектуальная деятельность, приведшая к результату - выводу.
ВЕРНЫЙ ПОХОД:
СОЧИНЕНИЕ=ТЕЗИС+АРГУМЕНТ
2. Этапы работы над сочинением
Этапы работы над сочинением :
ЗАДАЧИ КАЖДОГО ЭТАПА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
Теперь рассмотрим, какие задачи мы решаем на каждом из этапов с точки зрения расположения частей сочинения относительно друг друга.
ТЕМА
(ЭТАП 1 . Из множества вопросов, составляющих объем темы сочинения, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ.)
ЭТАП 4 .
Общая характеристика темы сочинения.
Приступаем к написанию первой части вступления - общей характеристики темы сочинения: объясняем важность, значимость темы для понимания произведения читателем, для понимания причин, подтолкнувших автора к созданию художественного произведения...
ЭТАП 5 .
Мотивировка сужения темы сочинения.
Пишем одну из важнейших частей сочинения - мотивировку сужения темы: объясняем, какой вопрос в рамках данной темы для нас является важнейшим и почему.
ЭТАП 3 .
Основная часть. Аргументация тезиса сочинения.
Подбираем основные аргументы (доказательства) к тезису сочинения, располагаем их в логической последовательности.
Аргументы (доказательства) тезиса составят основную, главную часть сочинения.
ЭТАП 2 .
Тезис основной части сочинения.
Формулируем однозначный ответ на вопрос сочинения.
Ответ на вопрос - это тезис (утверждение) сочинения.
ЭТАП 6 .
Тезис заключения сочинения.
Работаем над вторым тезисом сочинения - тезисом заключения, который должен расширить круг вопросов, связанных с темой сочинения: в этой части перед нами встает задача связать результаты, полученные при сужении темы в основной части сочинения с такими проблемами, как место произведения в творчестве автора, в истории русской литературы, значимость, актуальность произведения для современного читателя и т.д.
Оказывается, мы работаем над сочинением не в прямой последовательности частей - от начала к концу, - а иначе.
Задумайтесь над этим фактом!
Теперь смотрите, что из этого вышло!
3. Требования к сочинению
ТРЕБОВАНИЯ к сочинению
РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
ОШИБКИ
1. Отсутствие ошибок в сочинении: орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических.
Повышай грамотность, критически оценивай написанное, делай проверку даже по самым простым правилам!
ЯЗЫК
2.Богатство словаря, точность словоупотребления, разнообразие морфологических категорий и синтаксических конструкций, используемых в сочинении.
Больше читай! Старайся запоминать и употреблять новые слова, подбирай синонимы, даже при отсутствии практической необходимости в них! Экспериментируй: вырази мысль с помощью разных синтаксических конструкций! Стремись к совершенству!
СТИЛЬ
3.Стилистическое единство и выразительность сочинения.
Можно одеть смокинг и кроссовки? Иногда опасно соединять несоединимое. Так и неосторожно употребленное слово или выражение способно испортить все впечатление!
ЛОГИКА
4.Последовательность изложения, логическая связь мыслей в сочинении.
Мысль развивается плавно, медленно, без внезапных скачков, автор делает небольшие промежуточные выводы - такую работу легче понять читающему!
ТЕКСТ
И ЕГО
ФАКТЫ
5.Знание текста (текстов) произведения (произведений), отсутствие фактических ошибок в сочинении.
Запоминай имена героев произведений, его сюжет! Составляй краткие конспекты изученных произведений!
Железное правило: если в чем-то не уверен, не пиши! Не стоит путать имена, названия, сюжеты - эта ошибка очень "дорого" обходится!
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, НАВЫКИ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
6.Знание некоторых сведений по теории литературы и умение эти сведения использовать для анализа художественного произведения.
Можно сдавать экзамен по физике и при этом не употреблять слов "джоуль", "ватт", "ампер"? Понятия "форма" и "содержание", "идея", "жанр", "система персонажей", "конфликт", "кульминация", "композиция", "деталь" и другие жизненно необходимы автору сочинения, претендующему на хорошую оценку.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
7.Самостоятельность пишущего во взглядах, оценках, т.е., наличие собственной точки зрения, развитого мировоззрения.
Знакомься с разными точками зрения и оценками художественного произведения, пытайся понять авторскую позицию, определи свое отношение к ней, полемизируй со всеми, в том числе и с собой, но не забывай главного: любая точка зрения всегда нуждается в доказательствах, аргументах.
КРУГОЗОР
8.Широкий кругозор.
Иногда следует отвлечься от деталей и посмотреть по сторонам
ТЕМА
9.Самое важное, самое главное!
СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГО ТЕМЕ.
О соответствии содержания сочинения его теме будем рассуждать далее...