В наше время читающий дошкольник явление вполне распространённое. Это связано с тем, что многие школы повышают планку требований при принятии ребёнка в первый класс, и чтобы им соответствовать, многим родителям приходится изрядно потрудиться. Чтобы ни было причиной, по которой вы решили, что вашему малышу пора научиться читать, - ниже вы найдёте несколько полезных советов, следуя которым, вы, с вашим малышом, намного легче пройдёте этот непростой путь.
1. Итак, самая распространённая проблема в обучении чтению, - ребёнок знает названия букв, и называет в слове именно их (а не соответствующие звуки). Из-за этого он не соединяет согласные с гласными. В результате вместо желанного МА-МА, имеем ЭМ-А-ЭМ-А. Что наиболее опасно в данной ситуации, при множестве исправлений и объяснений «как надо читать это слово», малыш может вообще потерять интерес к чтению и отказаться от попыток пробовать еще. Как не допустить этого и исправить ситуацию? Для начала, предлагаем ребёнку поиграть, а не почитать! Для игры необходимо заранее запастись карточками с написанными слогами, а еще лучше- кубиками. Если приобрести готовый комплект таких кубиков нет возможности, купите любые кубики и обклейте их соответствующими слогами (складами). Вы потратите два вечера на их изготовление, но это сэкономит ваши силы и время в дальнейшем. Начните со складов с буквой А (ПА,БА,МА,НА...). Предложите ребёнку выложить из них паровозик (если у вас кубики, можно и башню).Маленькой игрушкой прыгайте на каждый склад и произносите его, гласную тяните. Потом постепенно включайте в игру ребёнка (пусть он повторяет, ищет нужный слог и т.д.). Далее добавляйте склады с другой гласной (ПО, БО, МО, НО). Начните с одного, положенного среди уже знакомых, теперь мы читаем ПА, БА, МА, ПО, НА (ребёнок находит, что тут лишнее). Далее, добавьте всю группу складов с буквой «О» и помогите ребёнку рассортировать их. Потом пусть ребёнок учит игрушку читать их, даёт вам задания с этими кубиками и т. п. Обязательно благодарите от лица игрушки малыша и восхищайтесь тем, что он уже САМ читает! По подобной схеме продолжайте работать с карточками или кубиками, усложняя задания. Со временем переходите к простым словам, и обязательно давайте ребёнку самому их выкладывать и читать.
2. Важно ли научить ребёнка различать гласные и согласные звуки? Да, чтобы потом легче было соединять звуки вместе, а в будущем делать звуковой анализ слова. Есть очень простой способ, который нравится малышам: гласный звук произносите очень протяжно и рукой делайте жест, как-будто что-то растягиваете. При произнесении согласного звука, говорите его коротко, отрывисто, закрепляя его жестом, как будто вы что-то отрезаете. Вскоре ребёнок сам станет пробовать, тянется звук или нет и будет сопровождать это вспомогательными жестами. Для зрительного закрепления классификации звуков, старайтесь все гласные обозначать красным цветом, а согласные - синим.
3.Теперь, как помочь ребёнку «расчитаться», - начать читать слогами, понимая смысл слова? Конечно же, в увлекательных играх. Доски для мела и маркеров, досточки с магнитным песком и просто листы бумаги, вот незаменимые помощники в этом деле. Замечено, что малыши очень любят сюжетные игры, - обязательно используем это в обучении чтению. Например, рассказываем историю о зоопарке, в который прокралась злая крыса и перегрызла все таблички на клетках с названиями животными. Из-за этого зоопарк не сможет открыться, и никто не принесет животным угощение! Вместе с малышом приходим на помощь, - написанные заранее слова (названия животных) или соединяем из двух частей (пу+ма) , или дописываем «съеденную» букву (пум..?) и т.д. Также можно рассказать историю о мышке - ученице (лучше нарисовать ее), которой нужна помощь в каком-либо задании по чтению. Мышка обращается к ребенку, а он помогает ей понять или сделать любое задание... Ваша фантазия - лучший помощник в тренировке навыка чтения вашего малыша.
4. Параллельно с освоением чтения, предлагайте малышу писать буквы и короткие слова. Делать это лучше пальчиком в манной крупе (детям очень нравится). Для этого подойдет небольшой разнос или коробка с низкими краями. Насыпаем немного манки - и пишем, рисуем сколько угодно. Чуть потрусили разнос, - перед нами вновь гладкая поверхность.
5. И последнее, - нужно ли дошкольнику знать весь алфавит по порядку? А почему бы и нет? Самый быстрый, и любимый детьми способ, как выучить все буквы по порядку, - пропевать алфавит под музыку. Если у вас нет такой песенки, советую записать музыку (минус) песни Подмосковные вечера. Под него замечательно поется и русский и украинский алфавит, а малыш будет просить петь еще и еще. Не забудьте повесить плакат с крупным алфавитом на уровне глаз вашего маленького ученика, и при пении вы, а потоми и сам ребенок, показывайте пропеваемые буквы. Вскоре заметите, как малыш сам станет напевать буквы, показывая их на плакате.
Поддерживайте ребенка, замечайте и восхищайтесь его успехами, увлеченно играйте с ним в вышеперечисленные игры. И ваш малыш непременно полюбит такое на первый взгляд, не простое занятие, как чтение.