Чтобы попасть в телевизор, нужно красиво одеваться, широко улыбаться и бурно аплодировать.
Для того чтобы побывать на телевидении, совсем не обязательно обладать сверхъестественными способностями, иметь папу-миллионера или звездный статус. Самый простой способ получить свою минутку славы — прийти на съемки какой-нибудь телепередачи в качестве зрителя. Бесплатно, доступно, местами даже интересно и не утомительно. Правда, даже если находишься в студии, шанс оказаться в объективе телекамеры есть далеко не у всех...
Для начала следует усвоить, что нет ничего невозможного. И если у вас до сих пор нет заветного билетика или приглашения на съемки в “Останкино” (а вы об этом мечтали всю жизнь), знайте: виноваты в этом только вы сами. Зрителей в “Останкино” ждут, любят и приглашают. Самое простое, что нужно сделать, чтобы “оказаться в телевизоре”, — внимательно посмотреть титры интересующего вас ток-шоу или игровой программы и позвонить по телефону редакции, который указан в конце. Поверьте, с вами вежливо поговорят и с удовольствием пригласят на съемки. Если телефон в титрах не указан, есть второй способ — зайти на сайт программы в Интернете и оставить там заявку с просьбой об участии в съемках.
Но удивительное, как говорится, рядом. Сколько телевизионщики ни указывают телефонов, сколько ни приглашают к себе в гости с сайтов — народа на съемках по-прежнему не хватает. Позвонят, ну максимум, человек десять, а в студии их должно быть 150—200. И где, пардон, брать остальных? Для этого в каждой передаче существует специальная должность: редактор по работе с публикой. Тут-то и начинается самое интересное.
Чтобы увидеть воочию, как попадает в “Останкино” замечательная аплодирующая аудитория, мы побывали на съемках трех совершенно разных ток-шоу. Начали с “Основного инстинкта” со Светланой Сорокиной (Первый канал). Программа серьезная, говорят здесь чаще о политике, поэтому и аудитория должна быть соответствующая: респектабельно-презентабельная, желательно в галстуках и костюмах (как лучше одеться, зрителей заранее предупреждают по телефону). На входе в “Останкино” нас вместе с входящей публикой встретила шеф-редактор Наталья Ванагель. В руках ее помощниц уже были заранее заготовленные списки с фамилиями тех, кто должен прийти на программу. “Ну вот смотрите, все просто, — начала она. — Проверяем по списку фамилии, чтобы никаких посторонних и неадекватных людей к нам не прошло. Охрана сверяет их паспортные данные, выдаем зрителям билеты, они идут в раздевалку, а дальше — в студию”. — “Простите, а в список-то они как попали?” — искренне интересуюсь я. “Из телефонного справочника”, — так же искренне отвечает шеф-редактор.
В общем, все как в пословице: если гора не идет к Магомету... Всю неделю редакторы “Основного инстинкта” сидят на телефонах со справочниками в руках и обзванивают различные фирмы, банки, организации, приглашая их сотрудников прийти на съемки, называя день эфира и время встречи. Заинтересовавшиеся перезванивают в редакцию, девушки вносят их данные в списки, указывая еще контактный телефон, год рождения и занимаемую должность (чтобы потом внести фамилию в общую базу данных и иметь возможность пригласить человека еще раз). За день до назначенного дня человеку перезванивают еще раз и уточняют присутствие.
“Да-да, обязательно буду”, — отвечает потенциальный зритель и... не приходит. Теперь то же самое в цифрах. Студия “Основного инстинкта” вмещает от 150 до 190 человек (когда на трибунах сидят совсем плотно). От одной организации прийти соглашаются человек так пять, а то и меньше. Так что звонков нужно сделать представляете сколько. Ну и тут не все просто. Опытным путем девушки-редакторы уже выяснили: 30% зрителей, даже повторно подтвердивших свое присутствие, на программу не приходят. И чтобы в студии было 160 человек, приглашать приходится 240. “А если все-таки придут все?” — в ужасе спрашиваю я. “Такого не бывает никогда, проверено”, — смеется Наталья.
Если вы, забежав в студию, быстро заняли понравившееся место на трибуне, знайте, что вас с него по праву могут попросить. Рассадкой зрителей в студии также руководят редакторы. Девушки примерно знают, какие ряды попадают в кадр, откуда режиссер берет крупные планы, поэтому туда стараются посадить тех, чей внешний вид соответствует требованиям.
Самые “козырные” места — во втором ряду (в первом обычно сидят главные герои программы, так что когда их показывают на экране, в кадр попадают и зрители за их спинами). Если вы заранее высказали свое мнение по теме программы, редакторы сочли его интересным и пообещали, что вам дадут слово, — не обижайтесь, если его не дадут. Хронометраж ток-шоу ограничен, и высказаться успевают далеко не все. Ну и если вы вдруг захотите забрать из студии пульт для голосования себе на сувенир, будьте готовы, что вас поймает за руку охранник. (Хотя половину все равно уже умудрились вынести.)
Следующий наш поход был на “Принцип домино”. Про политику здесь не говорят, съемки обычно проходят в середине дня, хлопать нужно громко, следовательно — подойдет молодежь, пенсионеры и просто люди, располагающие свободным временем. На входе в студию — дополнительная охрана, которая просит вынуть из сумочек еду (шоколадки, бутерброды, напитки) и оставить ее на стоящей рядом скамейке. Это они не на пропитание себе собирают, а заботятся, чтобы вы вдруг не начали жевать в кадре. (Во-первых, это некрасиво, во-вторых — все увидят обертку шоколадки, которую вы едите, а это уже реклама.)
Тех, кто попадет “в экран”, отбирают по тому же принципу — одежда, внешность, презентабельность — и сажают на среднюю трибуну (на нее направлены камеры операторов). Кто нужен для бурных криков и аплодисментов (это к школьникам и студентам) — на боковые. После перед зрителями появляется модератор программы по имени Саша, которая несколько раз объясняет аудитории, что нужно отключить мобильные телефоны, убрать сумочки под сиденья, вынуть изо рта жвачку, не разговаривать во время записи и встречать ведущих и гостей аплодисментами.
Когда началась запись программы, шеф-редактор отдела по работе с публикой Мария Моисеева пригласила нас в комнату неподалеку от студии. Представьте: человек восемь девушек одновременно разговаривают по телефону: “Добрый день, мы бы хотели пригласить вас на съемки программы “К барьеру!”; “Алло! Александр? Хочу уточнить, вы придете к нам на “Стресс”?”; “Ждем вас на “Кулинарном поединке” в “Останкино” в пятницу” и т.п. На НТВ работой с публикой занимается специально созданный для этого отдел, который приглашает зрителей на все их программы. Под рукой — телефонные справочники и Интернет. В компьютере у каждого редактора (в основном это девушки, молодые люди такую работу не выдерживают) — база данных с фамилиями. Смотрим в одну из них: школа номер такой-то, Лицей художественного текстиля, РГСУ Люберцы... И вот так весь день на телефоне с теми же проблемами: нужно 150 человек — зовут 200. Неудивительно, что к вечеру язык уже заплетается, и, подходя к очереди на маршрутку, некоторые из них спрашивают: “Кто последний на “Принцип домино”?” А еще здесь с нами поделились списком забавных фамилий зрителей, которые уже побывали на съемках. Окончание выглядит так: Уродливченко, Фабрикант, Фунтиков, Хваталь, Хохульников, Худоногова, Чесалкина, Ширма, Шлюханова. Больше всех запомнилась девушка с фамилией Юрик.
А вот где можно прославиться наверняка, не боясь, что вас не покажут в кадре или не дадут слова, — так это в “12 злобных зрителях” на MTV. (Возрастной ценз, по словам продюсера Оксаны Мухиной, от 16 до 34 лет.) Участников программы набирают действительно из обычных зрителей и не по блату. Правда, прежде чем попасть в студию, придется не просто отправить свою заявку на участие, но и пройти отборочный кастинг.
Все-таки на программе нужно не молча сидеть, а быть ее активным участником. Чем больше вы говорите на кастинге, чем активнее отстаиваете свою точку зрения — тем больше шансов, что вас возьмут. А если при этом вы еще ярко одеты, накрашены, разбираетесь в музыке и в состоянии спеть-сплясать — прямая дорога в студию. На одной из прошлых съемок, например, там отличился “злобный зритель”, который во время показа клипа разделся до трусов и медленно вылил на себя банку меда, размазав его по телу. Говорят, было весело...
Есть и еще одна, “особенная” категория зрителей — те, которые ходят на съемки в качестве хобби. Правда, таких примелькавшихся любителей саморекламы редакторы программ уже знают в лицо и на съемках тактично стараются отсадить куда-нибудь в сторону, чтобы они не примелькались еще и зрителям.
А вообще же путь на экран открыт для всех и каждого. Так что если вы готовы посидеть пару часов под жаркими осветительными приборами, громко хлопать ведущему, нажимать на кнопочки пульта и при этом радоваться жизни, знайте:
вас ждут.
Уже через неделю вы сможете с гордостью у себя дома показывать пальчиком в экран и говорить: “Да вон же, вон там я сижу крайний справа в третьем ряду, а еще мне в этот момент подмигнул оператор...” Все — успех и слава местного масштаба вам обеспечены.