Понравилась статья? Размести её на своём сайте скопировав код ниже:
<a href="http://applepages.kz/ru/view_element.php?id=1769">Как рассмешить малыша</a>
Есть ли у младенцев чувство юмора?
журнал "Няня", 1999 год № 9
- Я коза-дереза, примусь катать - будет некому отнять, - с этими словами бабуля тыкала два пальца "козой" в живот семимесячному внуку, катала и щекотала его на диване к полному обоюдному восторгу, причем Алешка хохотал в голос.
В год Алешка расплывался в улыбке от уха до уха, когда наш спаниэль Лаки радостно лизал его в нос. Сейчас, в полтора года, его смех может вызвать такая вещь, как появление папы в мамином цветастом халате. Это не просто шаг вперед, это переход в новое качество. Реально это означает, что у сына формируется нормальное чувство юмора.
У взрослых чувство юмора настолько индивидуально, что выбор ими любимых шуток, анекдотов или комедий может исследоваться как своего рода психологический "отпечаток пальцев". Но у маленьких детей оно свидетельствует в большей мере о прохождении определенной стадии развития.
Младенцы начинают смеяться месяца в четыре. Когда их целуют в животик или подбрасывают в воздух, они испытывают восторг, который проявляется таким способом. В этом возрасте смех обычно бывает ответом на приятные ощущения либо физическое возбуждение, а вовсе не на что-то действительно смешное.
Теоретики никак не могут прийти к общему мнению относительно того, что есть юмор. Наиболее популярной является мысль, что юмор - это род интеллектуальной игры с идеями, символами или словами.
Игра в прятки - шаг к настоящему смеху
Основа для нормального чувства юмора закладывается около 9 месяцев, когда у детей формируется представление о "постоянстве объекта", что позволяет им помнить предметы, не находящиеся в данный момент в их поле зрения. С этого времени с ребенком можно уже играть в прятки (обычно взрослые прячут игрушки за спинку кровати или под одеяло либо "прячутся" сами, закрывая лицо ладонями).
Эта игра возможна лишь при условии, что ребенок понимает или догадывается: спрятанный предмет не исчез совсем, он существует, просто его не видно. Ребенок, который еще не в состоянии осознать существование невидимого для глаз предмета, будет либо огорчен его исчезновением и расплачется, либо быстро забудет о нем. Требуется определенная зрелость для того, чтобы воспринимать "прятки", как веселую игру, где плюшевый заяц или папа исчезают "понарошку", чтобы вскоре обнаружиться к общему удовольствию.
Понятие о постоянстве объекта также позволяет малышу, опираясь на прежний опыт, догадываться о том, что будет дальше. К примеру, он может уже смеяться не только от ощущения щекотки, но и от обещания взрослого пощекотать его.
К году эта способность перерастает в умение удивляться. Это очень важное качество, оно означает, что ребенок имеет представление о том, что должно случиться и как именно, и замечает, когда реальность не совпадает с его ожиданиями. Когда в магазине рвется пакет и картошка рассыпается по полу, когда взрослый спотыкается о разбросанные по комнате игрушки - это может вызвать приступ веселья у малыша. В его реакции нет жестокости, он реагирует на элемент неожиданности в ситуации.
Иной раз чувства юмора не хватает как раз родителям. Если малыш на вопрос "где у нас носик" исправно тыкал пальцем куда следует, а однажды показал на ухо, некоторые родители воспринимают это как ошибку, думают, что малыш "разучился", поправляют его. На самом деле ребенок просто дает им понять - в форме шутки, - что уже освоил эту игру и она ему наскучила.
На втором году малыш уже может сам, как говорится, шутки шутить. К примеру, приложить к уху ложку или щетку для волос, изображая, что говорит по телефону. Это гигантский шаг в развитии ребенка, означающий, что он осознал смысл подмены предмета его символом.
Двух-, трехлетний ребенок может уже сам веселить народ: спрятаться в засаде и неожиданно появиться с ликующим воплем или смехом, давать противоречивые ответы на вопросы (утвердительно кивать головой и говорить "нет" или наоборот). Он может называть папу мамой, кошку собакой, давать предметам смешные имена, коверкать и переиначивать слова, подбирать забавные рифмы. Фактически ему доступен уже почти весь арсенал средств, которыми пользуются юмористы, и лишь его малый жизненный опыт и словарь ограничивают употребление этих средств.
Сообразительный трехлетний ребенок способен уже сознательно использовать юмор для того же, для чего его используют взрослые: для разрядки ситуации. К примеру, если идет выяснение вопроса, кто написал на ковер, он может показать на собаку или кошку не потому, что в самом деле рассчитывает свалить на них вину, а просто в надежде внести хоть немного веселья в неприятную для него разборку.
Для малышей, как и для взрослых, наиболее "смехогенными" бывают те области и темы, которые в наибольшей степени задевают их за живое. Если в данный момент ребенок осваивает какое-то новое дело - будь то умение вести себя за столом, самостоятельно одеваться или правильно говорить, - то именно здесь прилагается не только больше усилий, но и требуется больше юмора. Ведь напряжение и страх неудачи требуют разрядки.
Многие дети от природы наделены талантом принимать жизнь, как веселую, увлекательную игру, другие легко перенимают такой подход, когда им подают пример. Если бы взрослые не были так убийственно серьезны, если бы в их отношениях с детьми было больше игры и меньше муштры, жизнь в целом была бы куда забавнее и приятнее.
Из почты "Няни":
Что может рассмешить малыша? ...Наш сын двух с половиной лет может иной раз устроить "шоу" с катанием по полу и громкими воплями. Однажды в гостях мы видели такой же приступ ярости у другого мальчика, который колотил ногами и кричал: "Дай-дай-дай-дай!" Сын глядел на него с изумлением. Теперь, когда у нас назревает подобная сцена, мне достаточно сказать противным голосом "дай-дай-дай-дай!", чтобы вызвать у сына смех и поломать весь сценарий. ... В любую минуту я могу вызвать приступ веселья у нашего малыша, делая вид, что пытаюсь натянуть на свои ноги его ботиночки или попить из его чашки-непроливайки... ... Когда я говорю своей дочурке (ей сейчас полтора года), что пора в кровать, она крепко-крепко зажмуривает глазки, показывая, что она там будет делать. Потом открывает их и смеется... ... Наша трехлетняя дочь готова без конца слушать "Путаницу" Чуковского и явно предпочитает эти "смешные" стихи всем другим, не смешным...