Для начала хочется сказать, что эта статья в первую очередь о человеке, а не о государственном институте и уж тем более о конкретном государстве. Я понимаю всю табуированность и загрязненность данной тему, но хотелось бы попробовать подойти к ней в ключе внутреннего мира человека. И в данном случае я имею в виду скорее психологический подход к государственному институту, как собственно тому материальному, в котором ему, человеку, выпало жить.
Можно начать с психологического понятия проекции, а именно проецирования чего-либо в нашем внутреннем мире на нечто, что находится вне нас. Сейчас можно наблюдать, что мы часто проецируем центр нашей личности (что условно можно назвать "Душой") на некого политика или группу людей, которые стоят во главе государства, в котором мы живем, со всеми хорошими и плохими вытекающими последствиями. Названо "Душой" условно, потому что это понятие ближе всего к "Самости" в терминологии юнгианства: это та часть личности, которая представляет собой стержень нашего характера/мировоззрения и вместе с этим тесно связана с нашим духовным внутренним миром. Допустим, если политик силен, бодр и отличается неким ореолом, "маной", внутренней силой, то люди начинают его буквально обожествлять и возводить ему культ личности. А если же он жалок и недалек, то его просто не воспринимают всерьез и относятся с ехидством и снисхождением. Все бы это неплохо, но есть ряд неприятных моментов. Первым можно выделить то, что значит в общем смысле утверждение "Власть у народа, та, которую он выбрал". Не буквально, конечно, но очень похоже, ведь если люди не связаны некой идеей или, например, местом проживания, как, к примеру, американцы в "Новом свете", и разобщены на множество различных групп по разным этническим, национальным и прочим признакам, то их центральное звено, коим является правительство, будет таким же разобщенным и похожим на "Многобашенного монстра".
В другом же случае может показаться, что все благополучно и государство крепко как никогда, но мы получаем аналог сильного эго в личности, т. е. такое государство в результате усиления вертикали власти страдает множеством угнетающих граждан правил и норм (являющихся в этом случае ее бессознательным, если продолжать аналогию с личностью). Это часто бывает и к лучшему, если эти нормы воплощает тот человек, который и является как бы Самостью всего народа, т. к. он будет воплощать то, что нужно на текущий момент, правда с учетом неких общих и не всегда приятных консенсусов. Но вот когда приходит человек, что уже не воплощает "Душу", а просто номинально получивший ее роль, и не имеющий силы реализовать все то, что нужно сейчас людям, тогда мы получаем классическую ситуацию переливания чего-то для "Высшего употребления" в кувшин для "Низшего употребления". Это приведет к выдаче таким сильным Эго (в виде слабеющего уже по причине такого "центра" государственного аппарата) странных указов, не соответствующих уже ничему из потребностей человека в этом государстве, странными опять же тенденциями в моде и культуре и прочему. И, соответственно, люди, разочарованные в таком порядке вещей, в этом случае будут подсознательно искать этот центр, Самость или "Душу" в ином объекте, потому что интуитивно будут понимать, что личность находящаяся сейчас при власти не есть воплощение их цели в этом мире и, образно говоря, "Золотой трон" на данный момент пустует. В принципе, из данной ситуации может быть несколько разных выходов, лучший из которых есть воплощение этой тенденции в новом лидере, худший же - развал (в той или иной форме) государства, т. к. для большого и часто имперского типа построения государства характерна именно эта форма сильной личности в виде центра. И, понятное дело, что при наличии территории, влияния или ресурсов, не обеспеченных государством, умеющим их удержать, они через некоторое время уходят из-под его контроля. Так, в принципе, и случалось со всеми империями, начиная с Римской и заканчивая, с некоторыми оговорками, сравнительно недавним СССР. Процесс такого распада, естественно не быстрый, но неумолимо отражающийся в умах населяющих его людей.
На этом можно было бы смело ставить точку, если бы не второй неприятный момент, а именно обратная проекция (интроекция), как экстравертная направленность личности человека. Ведь если человек видит в государственном лидере свой внутренний центр, он не может двигаться никуда, кроме как к этому центру, т. е. "во власть", либо слепо ей следовать. В итоге, понятное дело, получается довольно ущербная замена души чем-то материальным и, опять же, последствия самые печальные. Причем в этом случае, чем сильнее этот самый человек, как личность, тем плачевнее ситуация. Ведь если личность лидера слабая, то, как было сказано выше, человек пытается найти ему замену и ищет этот самый центр в другой личности, либо, может статься, что и в себе. Но и сам процесс поиска уже позитивен, ведь может получиться, что человек придет и к Богу, пускай и данному церковью. А вот в случае сильной и более-менее соответствующей потребностям народа личности ситуация сильно осложняется тем, что необходимости нахождения такого центра, Самости, у человека нету и человек вполне может полностью удовлетвориться таким материалистическим центром своей личности, поскольку проще и социально более приемлемо искать что-либо вовне себя, нежели внутри.
В общем-то, выше рассмотрены две взаимоисключающие тенденции, которые, по сути, есть воплощения одного и того же явления. А именно - отсутствия понимания человеком его внутреннего мира и проецирования этого самого мира на те или иные внешние явления, что является в основе своей неверным подходом вне зависимости от его привлекательности для отдельных людей или даже целых народов.