Так или иначе, в жизни каждого человека, живущего в мегаполисе особенно, присутствует общепит- кафе, ресторан. Мы забегаем туда выпить чашку кофе с утра, идем обедать с коллегой, назначаем встречу деловым партнерам, встречаемся с друзьями вечером и, конечно, устраиваем романтические свидания под бокал вина и мерцание свечи на столе.
А вот как устроен ресторан? Кто работает в нем? Кто создает атмосферу, в которую мы погружаемся, переступая порог заведения? Пройдя все этапы работы в ресторане от помощника официанта до директора, могу раскрыть все карты и провести всех желающих закулисы. Хочу сразу оговориться, что речь пойдет о среднеценовом сегменте ресторана, доступном большинству, не fine dining, но и не фаст фуд. Таких демократичных ресторанов достаточно много в больших городах, зачастую они являются сетевыми и их можно встретить в разных районах города. Кухня, как правило, самая разнообразная, но популярнее всего итальянская с ее классическими семейными традициями, и минималистичная японская.
Итак, что же представляет собой организация ресторана? В любом заведении общепита, как правило, есть четкое разграничение зон: обеденный зал и кухня, если конечно концепцией ресторана не предусмотрено иное. Собственно зал - это и есть то место, доступное глазу посетителей. В зале находятся столики, за которыми располагаются гости. Да, посетителей ресторана, его сотрудники называют именно гости, а не клиенты или как то еще.
Чтобы в зале ресторана по- настоящему было красиво и уютно: столики и стулья удобно расставлены, текстиль был приятных фактур и расцветок, а декор стен радовал глаз, над концепцией интерьера и ее воплощением всегда работает целая команда дизайнеров. Но какими бы роскошными и оригинальными не были стены, атмосферу создают работники ресторана.
К залу традиционно относятся помощники официанта, официанты, хозяйка зала, бармен, менеджер, он же заместитель директора. На кухне трудятся повара, су-шефы или заведующие производством и обязательно шеф-повар. Ну и управляет всем большим хозяйством – директор ресторана. Конечно, есть еще такие категории персонала, без которых эффективная работа ресторана немыслима, таких как уборщицы, посудомойщицы, кладовщики, охранники, техники.
Первого кого видит гость при входе в ресторан, это хостесс или хозяйка зала. В ее обязанности входит встречать гостей, провожать в зал и рассаживать за столики. Также хостесс бронирует места и работает с очередью, когда она возникает. Хостесс называют лицом ресторана, ведь с каким настроением гость присядет за столик, во многом будет зависеть от того, как его встретили.
Ни один ресторан невозможно представить без официантов. Труд официантов несопоставим с несправедливым, порой небрежным отношением к ним. В обязанности официанта входит обслуживание гостей: прием заказа, сервировка стола, подача блюд и напитков, соблюдение чистоты за столом у гостя во время еды, произведение расчета. И все время официант должен быть тактичен и вежлив, предусмотрителен и внимателен к гостю. А ведь это очень сложно быть все время в позитивном состоянии духа, несмотря ни на усталость, или возможные неприятности дома. Помимо физической нагрузки в течение рабочего дня, ведь сотрудник проводит его полностью на ногах, а это, как правило, 12-14 часов, на плечи официанта приходится и серьезная эмоциональная нагрузка. Не всегда люди, пришедшие в ресторан, бывают в хорошем настроении, и могут провоцировать конфликтные ситуации, за задержку блюда, например.
К сожалению, гости не задумываются, что в большинстве ситуаций вины официанта на самом деле нет. Если он долго не подает блюдо, значит оно просто не готово, а это уже вопрос к кухне - святая святых ресторана. На кухню, также как и в бар на напитки, заказы поступают через принтерные терминалы. Как правило, все уже давным-давно перешли на компьютерную систему регистрации заказов и вручную их никто не пишет. После этого повара готовят блюда. Важно приготовить максимально быстро и в соответствии с техкартой – главным документом повара. Взаимоотношения между поварами и официантами достаточно сложные, по крайней мере, нигде не видела, чтобы эти две категории сотрудников жили душа в душу.
Секрет прост - повара отделены от зала и не общаются с гостями напрямую, как это делают официанты и не принимают весь эмоциональный удар, поэтому им сложно найти общий язык. Конечно, это не значит, что в ресторане не бывает дружного коллектива, сплочение которого задача директора. Этот человек должен знать и уметь делать все на вверенной ему территории, и количество гостей и процветание заведения всецело, я в этом убеждена, зависит от него. Директор занимается комплектацией штата, бюджетированием и контролем расходов, взаимодействием с органами власти и проверочными организациями и многим другим.
Ресторан – это очень сложная, но такая живая и интересная организация, что очень многие устроившись туда работать, находят свое жизненное призвание и остается здесь навсегда.