Ловушки… Подвохи… Разочарования… Так не хочется, чтобы они встречались на пути поиска работы копирайтером. Но реальность, порой, увы, заставляет настравиваться далеко не на безоблачную волну.

В первой части статьи было уже сказано, что, увы, есть настоящие работодатели (и хочется надеяться, что их всё же большинство), а есть и лжеработадатели, которым нужен не сам копирайтер, а только полученный от него контент, за который никто и никому и не собирается платить.
Но как же можно отделить реальных работодателей от тех, кто выманивает контент? Лакмусовой бумажки здесь, конечно, нет, но общие признаки есть.

Например, очень часто настораживает то, когда одна и та же вакансия о поисках копирайтера «висит» на сайте или группе сайтов в течение года, поднимаясь вверх в выдаче. Смотришь на такое объявление и видишь: 1000 просмотров, 5 000 просмотров, 200 000 просмотров. И время идет, а копирайтера всё нет. В принципе, можно предположить, что компания бурно растёт (и, если компания действительно находится в ТОПах в «поисковиках», то это очень даже возможно). Но, здесь может быть два менее радужных для копирайтера варианта: или в компании постоянная текучка кадров (и копирайтеры - «старички» просто не выдерживают нагрузки, требуемых объёмов, а возможно, у них просто берут идеи, «выжимают» по полной, а затем их отправляют после испытательного срока, чтобы не оформлять в штат и т.д.) или, как было сказано выше, никакой копирайтер и вовсе не ищется.
Правда, в последнем случае тоже может быть масса вариаций происходящего. И дело, надо сказать, не только в выманивании контента.
Иногда вакансия также подаётся с целью, чтобы привлечь внимание к платным курсам и семинарам, проводимых компанией. Но поскольку рост последних растёт, найти кандидатов их организаторам часто сложно. И человек, имеющий, к примеру, филологическое образование, часто посчитает такие курсы лишними (хотя, бесспорно, есть и те, кто постоянно готов развиваться, совершенствоваться при помощи курсов).
А вот вероятность того, что тот же филолог соблазнится не на курсы, а на вакансию копирайтера, гораздо выше.
А механизм же действия подмены понятий, расстановки акцентов здесь прост: кандидат на вакантное место пишет тестовое задание, но специалист компании по результатам его выполнения сообщает, что у выполняющего хоть и большой потенциал, но недостаточно навыков для работы в данной компании, но проблема вполне решаема: нужно просто прийти на обучение. Далее может быть два сценария: человек проходит обучение на курсах и действительно устраивается на работу, или же возможен и другой вариант: после обучения на платных курсах кандидату сообщают о том, что, к сожалению, по тем или иным причинам, компания вынуждена приостановить рост штата. И тогда работает пресловутое: «Всем спасибо. Все свободны!»
Важно!
А ведь разочарования можно избежать, если заранее обратить внимание, есть ли в договоре обучения пункт о последующем трудоустройстве, или все обещания были даны голословно.
Но вернёмся к случаю, когда написание тестового задания предлагается только ради выкачивания бесплатного контента.
Чаще всего, если у «работодателя» заранее недобросовестные намерения, в этом случае он обладает достаточно характерным поведением: весьма расплывчато говорит о том, кто он, а также сразу же предлагает выполнить тестовое задание, обещая: «В случае красиво написанного теста, я его оплачу». Но, надо сказать, что нельзя думать, что такие ситуации бывают только при выполнении теста непосредственно в сети Интернет. Реальная жизнь тоже отнюдь не застрахована от таких тенденций. И один пример, отражающий их я и предлагаю вашему вниманию.
.jpg)
Лет 7 назад, я «клюнула» на предложение одного (причём достаточно известного) центра, ищущего копирайтера. Опыта в копирайтинге на тот момент у меня не было, а в качестве портфолио я могла предоставить только литературные и совершенно не веб-ориентированные работы, поэтому я охотно согласилась на собеседование и на условие, что на нём мне дадут тестовое задание.
Тест я добросовестно выполнила (задание было небольшим по объёму, но достаточно рутинным, по сути, предполагало обзвон компаний, аналитическое сведение информации). Желая узнать о дальнейшей судьбе (своей и теста), мне сказали подождать. Я исправно ждала, а затем увидела знакомые фрагменты своего текста в сети Интернет от имени той компании, сотруднику которой я и сдавала тестовое задание.
Работа над ошибками
Название компании я называть не стану (тем более в последствие я узнала, что вышеописанный человек, давший мне тест, больше там не работает, а статья на новой версии сайта компании тоже исчезла), но вот работу над ошибками проведу.
Но ведь так не бывает, - наивно думала я. Объявление подавал менеджер из солидной компании. Зачем ему было собирать примеры таким странным образом? Зачем подставлять компанию? Неужели не проще было сделать всё самому?
Но пока я анализировала ситуацию, поняла, что виновата во многом только сама. Ведь опытный человек мог бы догадаться об афере по нескольким признакам. Возможно, я не назову их все. Но, разложив ситуацию по полочкам, я нашла таких признаков достаточно много.
1. Хоть тест и выдавался в офисе солидной компании (по крайней мере, её имя было раскручено и имело, как мне казалось, неплохую репутацию), но на сайте девушка подавала объявление от себя лично (а не от имени компании). И только когда я сделала звонок, сама добровольно рассказала, что новичок и согласилась на тест, мне сказали в какую компанию приехать.
2. Когда я пришла в офис к назначенному времени и спросила, где можно пройти собеседование по копирайтингу, то секретарь не располагала такой информацией, и вдруг на пути «выросла» барышня, которая бодро сказала «Да это тут ко мне…» и постаралась сделать так чтобы я побыстрее закончила разговор с секретарём.
3. Предложение о тестовом задании давалось мне в устной форме (причём, в комнате для приёма пищи и в обеденное время, скорее всего тогда, когда руководство компании в офисе отсутствовало). В устной форме давалось же и техническое задание (то есть доказать, что о каком то тестовом задании мы разговаривали я не могла, разве только если бы заранее принесла с собой диктофон).
Поговорка «На ошибках учимся» подтвердила свою актуальность. Но всё-таки, безусловно, пусть в жизни будет поменьше ошибок (и они разбираются именно на абстрактных моделях), побольше желания вслушивания в ситуацию (с анализом предоставления гарантий, психологических моментов) и, безусловно, как можно больше честных людей, которые хотят вести честный диалог, а не ставить ловушки!