Много можно сказать о фильме «Обливион» (Oblivion) с позиции зрителя: неожиданное и приятное появление в роли девушки главного героя русской актрисы Ольги Куриленко – правда, только во второй половине и играла она... бездарно, но это уже мелочи; что это первый за долгое время фильм (помимо «Прометея» (Prometheus)) с размахом и притязаниями не только на новшества и масштаб, но и на вдумчивое отношение к теме и на философскую составляющую – правда, получился опять самый обычный мутноватый блокбастер, но это тоже мелочи, верно? Что «нам сделали красиво», что фильм гипнотизирует, что нам опять показали на экране кассового Круза – правда, переставшего играть еще со времен «Рыцаря дня» (Knight and Day), но ведь главное – персона! Начало фильма и, правда, сулило нечто стоящее в конце, плюс нельзя отрицать и то, что фильм был относительно свеж, у зрителя действительно имелся резон впечатлиться пейзажами и графикой (за более чем 100.000.000 у. е.), зрители все равно были рады увидеть Круза, и, как бы то ни было, проект был принят подавляющей частью публики на ура. Но наша цель здесь состоит не в том, чтобы давать рецензию фильму «Обливион», а в том, чтобы раскрыть немало любопытного и забавного, что в основном было скрыто за кадром от массового зрителя.
Итак, интересные факты о фильме «Обливион» (Oblivion) и съемках:
1. Плачьте и рыдайте почитатели тонкой и аристократичной феи Оливии Уайлд (Olivia Wilde), безупречное лицо которой Косинки «вылепливал» еще для своего 3D «Трона: Наследия» (Tron: Legacy)!! Именно она среди прочих могла занять одну из ключевых ролей - «подружки главного героя» - в фильме «Обливион». Может быть, после съемок создатели картины и пожалели, что взяли не ее) Ну ладно, ладно, больше никакого сарказма, только чистые факты. Хотя свою команду Косински любит перетаскивать от фильма к фильму, как, например, здесь Клаудио Миранда (Claudio Miranda) из «Трона».
2. Куриленко предпочитала превратиться в «Обливионе» в девушку-Française, что и озвучила дирекции, но, очевидно, ее не послушали. Возможно, потому что она должна была стать частью очередной голливудской шпильки (тайные российские миссии и заговоры – сцена вопросов от Круза в фильме) в сторону русских? Ну а в итоге же в статье по «Обливиону» о ней завуалировано было сказано вот что: «Куриленко столь же эффективна в роли, как и ее таинственная выжившая с разбившегося корабля в сюжете». Ну, это как труп, короче. Хоть смейся, хоть плачь.
3. Кроме того, Виктория (официальный партнер героя Круза) могла стать не просто фоном, а добавить еще одну точку фокуса, объем, тех самых философии и трагизма «Обливиону», если бы ее сыграла изъявлявшая желание на роль и давно зарекомендовавшая себя как отличная экшн-героиня Кет Бекинсейл (Kate Beckinsale)!!
4. Круз в роли Джека старался с чрезмерным пиететом подражать архетипу Чарлтона Хестона (Charlton Heston) 70-х – из всех этих «бородатых» историй, которые так любят Косински (Kosinski) и его команда.
5. Столь крупный фильм, как «Обливион», был доверен Косински не смотря на то, что это едва только не первая его режиссерская работа! Просто аттракцион неслыханной щедрости от Голливуда, как по-вашему?
6. По личной традиции Круза в отношении его самых активных и крупных блокбастеров (как и «Рыцарь дня», и «Миссия невыполнима 2, 3 и 4», и «Особое мнение», и «Война миров», и др.) «Обливион» станет единственным его фильмом в данном, 2013 году.
7. «Обливион» - 12-й фильм Круза, который по сборам перешел отметку в 200 млн. у. е.
8. «Наш» «Обливион» (Oblivion) не имеет почти никакого отношения к старой его кино-версии. Сценарий кропался заново и перед тем, как стать фильмом, побывал очень популярным комиксом (с тем же названием) Косински. Права на фильм выкупались у студии «Дисней»: они продюссировали выпуск комиксов и завладели правами на переделку их под фильм на ну очень жарком аукционе в 2010 году. И внезапно после покупки прав в Диснее осознали, что фильм с пометкой PG, который они себе представляют, и «семейная» репутация их канала никак не сочетаются с темой и сюжетной линией фильма. Ажиотаж, однако.
Первая, пробная глава новеллы Косински в картинках распространялась бесплатно на Комик-Коне в Сан Диего (San Diego Comic Con) в 2008 году. И один такой «сэмпл» закончил свой путь в руках Тому Круза, который и «достал» Косински до разработки полноценной истории и фильма. Разработка продолжалась Косинсики «на заднем фоне» и во время съемок «Трона».
9. Вторичный сюжет «Обливиона» - разумные машины – поклонники назвали ничем иным, как очередной версией Скайнета, Матрицы и роботов Азимова. Весь фильм состоит из ранее многократно демонстрировавшихся (и, к слову, гораздо более подробно обыгрывавшихся) блоков: «выживание людей в постапокалипсисе и подземные города», «необитаемая планета» (масса фильмов от «Безумного Макса», «Терминатора» до «Города Эмбер» и «Валл-и»), «клоны» (от приквела «Звездных войн» до той же «Матрицы»). На Западе даже уловили в «Обливионе» атмосферный и информационный резонанс с книгой «Солярис» Лема и ее популярного фантастического периода «космической эры». Не смотря на свежесть картины в целом, зрители постоянно жаловались на стойкое дежа вю. А создатели «Обливиона» практически отрыто признавались, что «лепят» некоторое подобие «гробницы» всем старым фильмам на описанные выше темы, скрупулезно продумывая и прорабатывая детали «Обливиона» не хуже, чем ныне открытия в современной науке. И с очевидной отсылкой к тем же гробницам времен Фараонов…
10. Прототипом роскошного воздушного мини-судна «The Bubble Ship», которым управлял герой Круза в «Обливионе», стал всего-навсего утилитарный вертолет Bell 47 с прозрачным круглым куполом, увиденный Косински (автор комикса и первоначального сценария) на выставке в Музее Современного Искусства на Манхеттене. Эту «базу» предлагалось объединить с основными принципами внешнего вида корабля из «Космической одиссеи 2001» (2001: A Space Odyssey). И в конце концов к работе подключили инженеров NASA! Ну а что, чай не в бирюльки играют…
И это еще не все. У модели (в полный рост) раскрывались двери, а контрольная панель в кабине создавалась при консультациях Круза, являющегося лицензированным пилотом.
11. Виды, так впечатлившие многих зрителей в «Обливионе», были не только компьютерными или просто отснятыми в разных местах Земли, но каждый из них стал компьютерной комбинацией в одно целое ряда подлинных отснятых видов. И теперь наверняка многим понятнее, почему получилось настолько красиво: в реальности многие явления природы случаются только в определенное время и отдельно от всех прочих, а здесь была возможность увидеть их все вместе в одном кадре. Все это проецировалось на стены в студии во время съемок «Обливиона», так что актерам здесь не пришлось в отличие, например, от юных актеров того же «Гарри Поттера», представлять на месте почти голого макета (в нашем случае голой стены) гиппогрифа (в нашем случае изумительный вид). На самом деле доподлинно известно, что актеры сами начали «ловить кайф» от постоянного нахождения в таких красотах на площадке.
Также официально известно, что в видах «Обливиона» старались передать атмосферу – одновременно безысходности, простора и надежды - картины «Christina’s World» («Мир Кристины») американского живописца Эндрю Уайата (Andrew Wyeth).
12. Один из наиболее впечатляющих моментов «Обливиона» – проход по воздуху над каньоном - отнял у мастеров по эффектам просто невообразимое количество часов (в районе 15-ти месяцев). Свыше пары сотен живых единиц персонала работали над эффектами на 3ds Max и Houdini.
13. В «Обливионе» Том Круз «обновил» свою любимую кепку бейсбольного клуба «New York Yankees» - первый раз со времен фильма «Война миров» он снова появилась в ней на большом экране.
14. На площадке «Обливиона» Круз отметил свое 50-тилетие. Ради такой вехи Косински презентовал звезде один из футуристических мотобайков прямо из фильма. Ну а Круз к общей неожиданности тоже ответил подарком: масштабной моделью (из высококачественного модельного металла) «Bubble Ship» в стекле.
15. Фильм мог окончательно получить от студии Universal имя «Горизонты» (Horizons), но с течением времени они сделали откат обратно к «Обливиону». В случае «Горизонтов» несколько изменился бы и сюжет – на более динамичный, т. к. предполагались воздушные города и набеги сталкеров с них вниз, на выжженную Землю, за потенциально полезными вещами.
16. Ну и к слову о вступительной «речи» (мини-отзыве) в этой статье об «Обливионе»: англоязычные рецензенты назвали фильм «самым красивейшим плохим фильмом за историю кинематографа».