Русская забава, которой уже не одна сотня лет, катание с горы, и сегодня очень популярна и продолжает развиваться, предлагая все более экстремальные или нестандартные варианты доехать с верхней точки горы до нижней. Для того чтобы сработал физический закон теоретической механики, и приспособление, на котором вы разместились, понеслось с ветерком вниз, достаточно подняться на пиковую точку трассы и, оттолкнувшись, с восторгом пронестись по накатанной дорожке вниз. Согласитесь, не зря это дарит удовольствие всем. Но, как и у всех забав, особенно с элементами экстрима, есть и противоположная сторона медали – травматизм. Наиболее частыми неприятностями при неудачном скатывании с горы являются вывихи суставов и переломы конечностей или ключиц. Бывают и более трагические истории. Что же делать, неужели забыть про быстрый спуск? Конечно, нет: просто соблюдаем регламенты безопасности.
Для малышей, возящихся на детских площадках, которые только принимаются пробовать спуск с горочек. Родительская забота осмотреть такую горочку, чтобы не было торчащих элементов, гвоздей, деревянных заноз и загнутых углов листов жести. Иначе в лучшем варианте можно разодрать одежду. Конструкции положено быть надежной, не раскачиваться, не иметь проломов, зато быть оснащенной перилами и удобными ступеньками.
Для всех, кто уже вполне способен самостоятельно осваивать снежные склоны, правила подразумевают наличие контроля в двух направлениях: устройство самой горки или трассы спуска и предмет, с помощью которого планируется пронестись сверху вниз.
Если вожделенная горка устроена во дворе или это небольшой склон, типа оврага или насыпи, то следует обратить внимание на то, чтобы этот склон не выходил своим завершением на участок местности, где есть движение какого-либо транспорта (проезжая улица, рельсы, стоянка авто и т.д.). Сама трасса не должна пересекаться с заборчиками, столбами, канавами, группами кустов или деревьев, т.к. врезаться во что-либо на скорости приятности не доставит. Также нехорошо, если на трассе с большим уклоном есть значительные трамплины: встряска на них может грозить проблемами позвоночнику.
Если горка является специализированной трассой, и за «покатушки» с нее отвечают организаторы, то обратите внимание, как проложена эта трасса, стоят ли ограждения по ее сторонам и в финишной части, как действуют инструкторы при первичном инструктаже участников спуска.
Транспортное средство для катания – второй пункт, на котором стоит сосредоточить внимание. Самая практичная вещь для слетания с горы – это санки. Достаточно устойчивый агрегат, простой в исполнении, несколько приподнят от поверхности, но не так высоко, чтобы было страшно вылететь из седла, держат направление движения за счет полозьев, управляемы за счет движения тела. Современные салазки снабжены тормозами и подобием маленького буфера спереди.
Другое дело – ледянки. Если они напоминают по строению салазки из пластика, то это наилучший вариант. Круглые же ледянки, пластиковые или из металла, похожи на тазики, которые начинают вращаться во время спуска и запросто опрокидывают седока, ломаются, при этом амортизация между трассой и тем, что является точкой опоры – нулевая. Еще есть крошечные ледянки-коврики, которые просто неудобны.
Тюбинги или ватрушки – еще одна штуковина для ската по снежным склонам: представляют из себя наполненные воздухом камеры-бублики из резины в оболочке. Штука забавная, в немалом количестве предлагается в прокат на подготовленных трассах с довольно крутыми склонами. Экстрим присутствует, этого не отнять, так как движение практически неуправляемо: тюбинг-пончик начинает вертеть почти сразу после старта. При плохой трассе финиш будет кубарем, к тому же ноги, которые будут свешиваться спереди из тюбинга, никак не защищены.
Снегокаты – по внешним признакам ближе к технике, только без мотора. Сейчас они не так популярны, хотя существует комфортная высокая посадка и наличие руля. Вот только вылет из высокого седла, пожалуй, оказывается наиболее травмоопасным.
Не пренебрегайте защитой вроде шлемов и очков, а, стартуя, размещайтесь на любом средстве для катания ногами вперед.
Так что, прежде чем стремглав мчаться вниз, продумайте, как вам извлечь максимум удовольствия из этих «покатушек» и минимум опасностей.