Работу в программе Cubase каждый музыкант начинает по-своему. Если вы задались целью написать шикарный трек, который должен покорить огромное количество слушателей, к работе нужно подходить с максимальной ответственностью. И, кстати, не забывайте, что написание музыки – это в первую очередь кропотливый труд, а не просто приятное времяпрепровождение. Зарубив себе на носу данную информацию, заметите, что ваши дела станут продвигаться намного быстрее и успешнее, потому как вам нужно быть морально готовым к тому, что однажды настанет день, когда вам попросту не захочется ничего делать, вы будете находиться под властью апатии. А свое бездействие будете оправдывать так называемым творческим кризисом. Однако это не что иное, как простая лень. Если же вы будете относиться к своему творчеству, как к работе, вы сможете перебороть себя и заставить трудиться через «не хочу».
Для написания трека сначала нужно определиться, в каком именно жанре вы будете писать. Хотя, наверняка вы уже давно знаете, в каком направлении вам хочется творить. Создав новый проект в Cubase, вы увидите перед собой пустую страницу. И сейчас начинается самое интересное. С чего бы вы ни планировали начать, в любом случае в самую первую очередь вам предстоит определиться с темпом вашей . Для этого вызовите транспортную панель, нажав клавишу F2.
Почти в самом конце вы увидите цифру 120: это темп, выставленный программой по умолчанию. Также размер музыкального произведения -4/4 тоже автоматически задан Cubase. Темп песни по-другому называют bpm, раскладывается это понятие как beats per minute, что в переводе с английского обозначает «удары в минуту». Допустим, темп вашей композиции 90: это значит, что при стандартном размере 4/4 за 1 минуту в вашем произведении ровно 90 раз прозвучат четвертные ноты. При таком раскладе достаточно трудно понять, что к чему. Темп высчитывают обычно по партии ударных, однако есть произведения, где нет ритмической секции, и здесь уже вам сумеет помочь только ваш слух. В партии барабанов, как известно, на сильные доли приходится каждый удар бочки. В одном такте две сильные доли: это первая и третья. Слабые доли, соответственно, вторая и четвертая. На них приходятся удары рабочего барабана. И все бы было достаточно просто, если бы партии состояли из этой цепочки бочка-рабочий-бочка-рабочий. Но музыканты, естественно, разнообразят свой ритм и добавляют удары бочки в слабую долю 1/16 нотами и прочие интересные комбинации, которые придают партии оригинальность. Поэтому достаточно трудно понять bpm, если учитывать, что ноты уже будут не только четвертыми. Если взять танцевальную музыку, то вы наверняка помните, как без конца грохочет бочка, заставляя пристукивать вас ногой. Именно в подобных стилях музыки бочка играет каждую долю в такте: то есть в одном такте она играет 4 раза четвертыми нотами. Вот по ударам бочки в такой композиции и можно ориентироваться, чтобы понять смысл bpm. За 1 минуту при темпе 130, характерном как раз для такой музыки, бочка ударит ровно 130 раз.
Bpm разных музыки сильно отличается. Самый медленный темп - от 30-60 - присущ трип-хопу. Следом за ним идут рок и рэп: 60-120. Вся танцевальная музыка, вроде хауса, техно начинается от 120 и выше до 170.
Допустим, вы определились со стилем. Пускай это будет рэп. Если речитатив предполагается не слишком агрессивный, темп можно сделать невысокий, например, 80. На транспортной панели цифра 120 высвечивается оранжевым цветом, чтобы изменить ее, нажмите на слово Tempo, и цифра должна окраситься в серый цвет. Теперь вы можете крутить колесиком мыши, и она будет меняться, или же сразу выделить ее и набрать на клавиатуре нужную цифру.
Некоторые музыканты любят играться с темпом, то повышая, то понижая его. Это имеет смысл делать, если, к примеру, припев является более динамичным по сравнению с куплетом, или, наоборот, в куплете был дерзкий речитатив, а в припеве мелодичный вокал. Если на транспортной панели вы задали темп, то он будет на протяжении всей композиции. Чтобы сделать чередующийся темп, вам нужно зайти в команду Project, выбрать Add Track и Tempo.
Теперь у вас открылся Tempo Track, который нужно активировать, нажав синюю кнопку. Вы, наверное, заметили, что на транспортной панели темп вновь стал 120 по умолчанию, но теперь не нужно обращать на него внимание. Для того чтобы начать выстраивать Tempo Track, нужно определиться, во-первых, где именно темп будет меняться и на какое значение, а во-вторых, распределить части композиции по тактам. Для этого берете обычный лист бумаги и записываете, сколько тактов длится интро, куплет, припев, предприпев и прочие части вашей песни. Записывать нужно друг за другом, а затем рядом указывать нужный темп. С помощью этой подсказки вы пока будете ориентироваться. Не советую сразу расписывать всю песню по тактам и темпам. Достаточно будете вступления, куплета и припева, дальше многое будет повторяться. Итак, вы определились с количеством тактов. Интро – 4 такта, куплет – 16 тактов, припев – 8 тактов. Отсчитываем 4 такта и ставим точку на линии Tempo Track на месте, где по задумке, должно кончиться интро. Далее таким же образом отсчитываем 16 и 8 тактов, не забывая ставить точки. Теперь переходим к темпу. Не нужно делать сильных резкостей в смене Tempo Track, иначе это будет сильно заметно на слух и звучать немного некрасиво. Интро мы сделаем чуть замедленным, темп 80, куплет чуть побыстрее - 82, а припев еще динамичнее – 85. Для того чтобы сделать темп интро 80 ставим точку на синюю полоску Tempo Track в самом начале, а дальше двигаем ее вниз, пока не увидите надпись 80 BPM. То же самое проделываем и с припевом и куплетом. Если вам нужна не резкая смена Tempo Track, а плавная, или же вы хотите, чтобы темп менялся постоянно на протяжении всего куплета или припева, что очень характерно для имитации живой игры, то можно правой кнопкой выбрать инструмент «карандаш» и начать рисовать Tempo Track самому.
Слева на Tempo Track можно выбрать тип рисования. По умолчанию стоит Automatic, но вы можете поменять его на Ramp. Теперь можно рисовать Tempo Track ровными линиями. Изменения Tempo Track вы можете наблюдать на транспортной панели во время проигрывания композиции.