Пусть вас это не шокирует, но в следующий раз, когда вы станете есть картошку с чем-то там, вы будете употреблять в пищу настоящие природные батарейки. Картофель способен действовать как электролит и обеспечивать минимальное напряжение, необходимое для того, чтобы запитать простые светодиодные часы. На даче закончились батарейки? Нижеописанную конструкцию так же можно использовать на уроках физики, представить в качестве школьного научного проекта/лабораторной или просто собрать, чтобы поиграть с ребенком на каникулах, а заодно объяснить ему/ей что такое электричество.
Сложность: умеренно легко.
Подготовьте:
- 3 провода с малыми зажимами-аллигаторами на двух концах;
- медный провод/проволока большого сечения;
- два достаточно длинных оцинкованных гвоздя;
- 2 картофелины.
1. Соберите все необходимое. Оцинкованные гвозди нужны самые обычные, но достаточно длинные; двусторонние аллигаторы с проводами лучше покупать уже готовые, а не собирать самому; от медной проволоки большого сечения отрежьте два коротких куска; найдите простые светодиодные часы, работающие от низкого напряжения – от плоских (по форме пуговиц) батареек в 1-2 вольта; выберите 2 картофелины средней величины, еще лучше - большие.
2. Откройте отсек для батареек в часах и выньте магазинную батарейку.
3. Обратите внимание, что там, где батарейка была установлена, есть положительные (+) и отрицательные (-) клеммы.
4. Пометьте картошки как номер 1 и номер 2.
5. В каждую из картофелин вставьте по одному оцинкованному гвоздю – так, чтобы держались внутри надежно, но и на поверхности должна остаться достаточная длина для крепления аллигаторов.
6. Затем в каждую картофелину вставьте по короткому куску медной проволоки большого сечения. Поместите проволоку как можно дальше от вставленных гвоздей – они не должны соприкасаться и внутри тоже.
7. Возьмите один двусторонний аллигатор с проводом, и зацепите один зажим за вставленную в первую картошку медную проволоку – пусть аллигатор не касается картошки. Зажим-аллигатор на противоположном конце присоедините к положительной клемме на часах. При необходимости – чтобы аллигатор было удобнее крепить – часы можно частично разобрать: вытащить модуль из корпуса.
8. Используйте второй двусторонний аллигатор с проводом, чтобы закрепить на гвозде на второй картошке (прикасаться к самой картошке зажим аллигатора не должен), и соединить его с отрицательной клеммой на часах.
9. Третий и последний двусторонний аллигатор нужен, чтобы соединить гвоздь в первой картошке с медной проволокой во второй картошке.
10. Все готово! Выставьте часы, они должны работать.
Дополнения и предупреждения:
- Для работы часов не хватает одной картошки? Используйте три!
- Поэкспериментируйте с бананами, лимонами, апельсинами или даже с карбонизированными напитками (вроде колы) в качестве источника питания;
- В строительных магазинах и лавочках с мелочами для хобби вы найдете все необходимое, кроме, естественно, картошки;
- В качестве медных электродов можно использовать медные монетки;
- Детям понравится изучать и другие приборы, работающие от низкого напряжения – как, например, кулеры от старых компьютеров, которые точно так же можно заставить вращаться от «картофельных батареек»;
- Убедитесь, что гвозди, которые вы используете оцинкованы! Химический компонент «батареек» требует, чтобы при гальванизировании использовался именно цинк.