Бывает так, что человек знает несколько аккордов на гитаре и играет на них много лет, аккомпанируя себе песни. В какой-то момент ему уже мало того, что он знает, и возникает желание освоить и сыграть что-нибудь новое, посложнее, но он не представляет, с чего начать. По учебникам ничего не понять, а ходить к педагогу нет времени или денег. Вот для этих людей я могу предложить простое (а может и не простое - это зависит от вашей подготовленности) объяснение того, как играть на гитаре по нотам.
Итак, гитарный гриф. Первым шагом требуется постигнуть распределение нот. Помните: первая струна – наиболее тонкая, с нее стартует счисление.
Звукоряд нот на гитаре
Теперь вы знаете, где ставятся все натуральные ноты на гитаре. Поглядим, как это работает, на примере. Вот небольшое одноголосное произведение:
Как это сыграть? Посмотрите на первую ноту в произведении (это закрашенный черный кружок; на палочки вверху пока не обращаем внимание). Теперь определите аналогичную ноту в звукоряде: это будет нота фа и ставится она на 1 струне 1 лад. Поставьте и сыграйте два раза (потому что в песне эта нота повторяется). Далее смотрим следующую ноту (рядом написанный нолик подсказывает, что это открытая струна). Это нота ми – 1 струна открытая. Тоже играем ее два раза. Таким образом проигрываем все произведение.
Получилось?
Усложняем задачу. Теперь играем то же самое, но с басами.
Там, где вы видите две написанные друг над другом ноты, вы дергаете две струны.
Например, самое начало. С верхней нотой мы разобрались: это 1 струна 1 лад (фа). Под ней написана нота ре – 4 струна открытая. Вы ставите ноту фа и дергаете разом 1 и 4 струны. Далее повторяется одна нота фа, как вы играли до этого в одноголосном варианте.
Теперь немного теории. Чем обрисовывается звук в любом произведении? Два основных момента – это высота и длина звука. С высотой мы разобрались - для этого у нас есть гитарный звукоряд (смотрите выше). А вот как узнать, сколько должна звучать нота?
Для этого умные музыканты уже очень давно придумали схему длительности нот. То есть неодинаковые по длине ноты распознаются внешне: одна зарихтованная, другая нет, у одной идет дополнительная черточка вверх, у другой - черточка с хвостиком.
Длительности нот
Обратите внимание, что, помимо основного вида (в первой колонке рисунка), в нотах возможно и другое написание (последняя колонка рисунка). То есть если нам встречаются подряд несколько восьмых, их группируют под одной линейкой, а не рисуют каждый раз хвостики.
И напоследок мы узнаем, что такое альтерированные ноты. Альтерация в переводе означает «изменение». Помните, мы говорили о том, что вы теперь знаете все натуральные ноты на гитарном грифе? Альтерированные ноты – это все остальные звуки.
В музыке существует всего три знака альтерации: диез, бемоль, бекар. Вот так они выглядят:
Знаки альтерации
Что такое диез и бемоль, мы разобрались в прошлой статье , ну а бекар упраздняет эффект диеза и бемоля. Для чего же нужен бекар, если можно просто не написать диез и бемоль рядом с нотой? Вот тут есть два правила написания знаков альтерации, которые следует запомнить.
Знаки альтерации квалифицируют как ключевые (обозначенные поблизости от скрипичного ключа) и случайные. Ключевой знак говорит о том, что нота, которую этот знак изменяет, будет изменяться в течение всего того периода, что непосредственно у ключа будет обозначен этот знак. Для этого и нужен бекар: дабы упразднить функционирование ключевого знака. Это немного сложно понять, пытаясь разобраться самостоятельно, но хотя бы в теории об этом нужно знать.
Со случайным знаком проще: он пишется в любом месте произведения и длится до конца такта.
Вот и все, что хотелось бы рассказать для начального (хотя уже и не такого начального, если вы дочитали эту статью до конца:-) понимания того, как легко освоить игру на гитаре по нотам. Успехов вам в учебе и большого терпения на нелегком пути самосовершенствования!