вернуться на главную
Главная страница / Как сделать / Как стать фотографом печать страницы

Как стать фотографом

Понравилась статья? Размести её на своём сайте скопировав код ниже:
<a href="http://applepages.kz/ru/view_element.php?id=34382">Как стать фотографом</a>

Блеск и нищета фотообразования.

Съемки идут шестой час подряд; на улице уже глухая ночь. Продюсер не может больше курить и ругаться. Он молча сидит в уголке, наблюдая, как фотограф в очередной раз выстраивает на сцене группу моделей. Все устали, ни о каком вдохновении уже не может быть и речи - сплошная рутина. Но даже в такой момент найдется человек, который спросит фотографа: «Скажите, а где всему этому учат?» О том, что ему ответят, остается только догадываться. И не только потому, что вопрос отвлекает - однозначного ответа на него просто не существует.


Для того, чтобы задать правильный вопрос, нужно знать хотя бы часть ответа. Прежде всего - представить себе, чем вы действительно хотите заниматься, называясь фотографом. Многие стремятся к тому, чтобы стать фотографом определенного жанра, снимать моду, натюрморты, портреты. Кто-то хочет заниматься рекламной съемкой, потому что, по слухам, она хорошо оплачивается.
Обычно логика примерно такова: раз фотография - это ремесло, значит, достаточно освоить техническую сторону дела. Потом, наверное, стоит пойти ассистентом к признанному мастеру и постепенно начинать работать самостоятельно. Некоторые считают фотографию исключительно творческим занятием, мысля себя в уединенной студии, где ничто не мешает реализовывать свою индивидуальность.

ФОТОГРАФ «ПОД КЛЮЧ»...

Быстро научиться всему в фотографии невозможно. Мало кто представляет себе, что период развития профессионального фотографа длится как минимум пять-шесть лет. Условия рынка постоянно меняются; если человек плохо ориентируется в них, ему предстоит продираться через огромное количество трудностей. То, что работало пять-шесть лет назад, сегодня уже не применимо. Это касается и практической работы, и профессионального образования. Как это ни парадоксально, сегодня фотографов «под ключ» не готовят ни в одном учебном заведении Москвы.
Полноценное профессиональное образование подразумевает жизнеспособность на рынке труда, хороший уровень подготовки фотографа - как технический, так и художественный.


ГОСОБРАЗОВАНИЕ: МЕДЛЕННАЯ АГОНИЯ
Выпуск отделения фотожурналистики МГУ, славившегося своими специалистами, составил в прошлом году всего четыре человека. Студент этого курса рассказывал о замечательных преподавателях - Лидии Павловне Дыко, которая вела основы композиции и бильд-ре-дактирования, Владимире Юрьевиче Вяткине, ведущем фотографе знаменитого агентства печати «Новости». Новых студентов очень мало, а прошлогодний выпуск был последним: фотожурналистика влилась в отделение дизайна газеты. Те, кто захочет учиться фотографии на факультете журналистики МГУ, должны будут посещать факультативные занятия - по цветной фотографии, компьютерной обработке, зонной системе.
Операторский факультет ВГИКа всегда имел очень серьезную репутацию. Но сейчас, по словам профессиональных фотографов, он также не отвечает современным требованиям к методике преподавания. Проблема заключается не только в мизерных зарплатах педагогов, но и в том, что отдельный факультет, готовящий фотографов, отсутствует в принципе.
Кроме того, высокие общие требования на вступительных экзаменах в ВУЗах могут стать серьезным препятствием для начинающего фотографа. Не набрав проходной балл, абитуриенты начинают искать платные фотошколы и курсы.

ЧАСТНЫЕ КУРСЫ: В НАЧАЛЕ ПУТИ
Большинство частных учебных заведений, хоть и выгодно отличаются от государственных хорошим техническим оснащением, имеют серьезный недостаток: как правило, и цветоведение, и химию фотопроцессов, и фотокомпозицию, и занятия по фототехнике и освещению ведет один преподаватель.
Обычно это фотограф с большим опытом съемки, далеко не всегда практикующий. Секретари таких школ говорят, что все их выпускники трудоустраиваются - вполне может быть, хотя вряд ли полученное образование можно назвать хорошим.
Интересно, что большинство известных ныне российских фотографов профессионального образования не получали. В лучшем случае, учились на лаборанта или приобретали какие-то смежные специальности. Часто все исходило из требований рынка. К примеру, когда в восьмидесятых с развитием кооперативов появилась необходимость в рекламе и начал формироваться модельный бизнес. Тот, кто хотел снимать, начинал учиться самостоятельно, с камерой в руках - методом проб и ошибок.

«АКАДЕМИЧЕСКАЯ» ФОТОШКОЛА
Куда можно было пойти учиться год-два назад? Те, кто уже получил высшее образование, пытались найти хорошие курсы, и это оказалось непросто. Курсов было немного, и большая часть не внушала доверия. До сих пор считаю, что мне повезло с выбором, потому что тогда я пришла в Академию Фотографии, где в то время выстраивалась хорошая преподавательская методика.
Кроме того, только там была возможность работать с современными фотоматериалами, пользоваться камерами разных форматов, хорошим профессиональным светом, большой студией и лабораторией. Это была редкая возможность для начинающих фотографов учиться работать с техникой, которой пользуются сейчас профессионалы высокого уровня. Тогда многие из нас впервые снимали цифровой камерой, впервые взяли в руки полароидные кассеты, не говоря уже о трепете, который внушали непосвященным карданный Horseman и генераторы Elinchrom!
В то время в академии существовало два курса: фотография для начинающих и курс профессиональной фотографии. С января 2001 года будут введены цифровая фотография для начинающих и курс цифровой фотографии для профессионалов, в который уже входит пре-пресс.
Это еще одно свидетельство того, что уровень обучения сопоставляется с современными условиями работы - каждый, кто снимал для полиграфии, понимает, что без знаний о цифровой обработке сейчас уже не обойтись.

СМОТРИТЕ НА ТЕХНИКУ...
Ученики фотоакадемии скоро начнут работать на карданной и среднеформатной камерах со специальной цифровой сканирующей приставкой Phase One. Оцифрованные изображения имеют ряд существенных плюсов: они делаются с полиграфическим разрешением (300-500 точек на дюйм при размере файла от 25 до 150 Мегабайт), широта «фотоматериала» у них значительно больше: по свидетельству тех, кто работал с этой приставкой, ее диапазон восприятия составляет 11 ступеней (в отличие, скажем, от 5 ступеней у слайда). Не нужно тратить время на проявку и последующее сканирование, на пересъемку, меньше искажается цветопередача. С применением Phase One сокращается количество этапов для получения готового изображения, а это влияет не только на качество, это экономит время и деньги - ученики фотоакадемии смогут оценить это на практике. У Phase One для широкоформатной камеры скорость сканирования (от нескольких минут до получаса) соответствует предметной съемке; вторая новая приставка, LightPhase, к камере Mamiya позволит работать с «живыми» объектами в жанрах портрета и моды.

... НО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО ТЕОРИЮ
Теоретический курс и практические занятия ведут в фотоакадемии выпускники операторского факультета ВГИКа. Они формируют лекционный курс, делая его информативным, вводят в него бесценный опыт текущей практики. Это касается не только профессионального курса под руководством Вадима Пискарева, но и семинарских занятий Владимира Некрасова (эстетика, натюрморт) и Владимира Архипова (модельная съемка, работа с естественным светом). Сейчас планируется введение двух семинаров - по классическому портрету, который должен вести Георгий Колосов, и пейзажу (Виктор Грицюк).
Создание методики обучения - цель, стоящая сейчас перед всеми, кто хочет преподавать фотографию. Никаких пособий и готовых схем на сегодняшний день нет. Для студентов нужно систематизировать получение знаний, а еще - рассказать, кем должен быть современный профессиональный фотограф, что он должен знать и уметь, кроме владения техникой. Одно из главных требований к фотографу - постоянное индивидуальное развитие и обучение. Это, пожалуй, единственное средство для быстрого профессионального роста.
Интерес к фотокурсам с каждым годом возрастает: в фотоакадемии, например, выпускается пять потоков за год, по 14 человек в профессиональной группе, восемь потоков - в начальной (по 10 человек). Несмотря на то, что количество курсов увеличивается, кто-то уже не попадает в ближайший набор.
Число студентов должно быть ограничено, чтобы практические занятия проходили без суеты: группа делится на пары для работы с разными камерами. Кроме студии в 80 кв.м., для съемок используются еще три помещения. При поступлении проводится собеседование с преподавателем, чтобы определить группу для будущего ученика. Многое зависит от его опыта съемки и способности «видеть». Его могут попросить подготовиться еще и прийти позже; а бывает, сразу зачисляют на профессиональный курс.

ГАРАНТИИ - В ВАШИХ РУКАХ
Вопрос, который часто задают поступающие в фотоакадемию, звучит примерно так: «Где-нибудь ваши дипломы котируются?» Люди хотят получить твердые гарантии, не задумываясь о том, что их дает не столько диплом, сколько портфолио. Где гарантия того, что окончивший художественное училище станет художником? Гарантия - только ты сам. Любой, кто хочет стать профессиональным фотографом, действует на свой страх и риск. Он должен верить в то, что его амбиции смогут выдержать первые удары обстоятельств, что его взгляд важен другим и имеет право на жизнь. Это всегда трудно, особенно если ты только начинаешь. Поэтому тем более важно, что фотоакадемия продолжает поддерживать в работе своих выпускников.

БЕСПЛАТНЫЙ СЫР -ТОЛЬКО В МЫШЕЛОВКЕ
Как и у всякого учебного заведения, у фотоакадемии есть свои проблемы. Финансирование всегда будет стоять в этом списке на первом месте - достаточно заглянуть в любой прайс-лист по хорошей фототехнике и материалам, подумать о том, сколько стоит разработка эффективной методики преподавания, во сколько обходится аренда помещений. Достойное образование не может быть бесплатным и не может быть дешевым. Себестоимость студии в России всегда будет выше, чем за рубежом, ведь техника здесь не стоит дешевле - а цены за обучение не могут сравняться с мировыми, они должны быть доступнее. В итоге оказывается, что стоимость наших курсов раз в десять дешевле зарубежных. Письмам от иностранцев с вопросами об условиях приема в Академии Фотографии уже не удивляются.
Другая проблема - объяснить будущим фотографам необходимость художественного образования. Знание истории искусств не может быть полностью заменено хорошим владением фототехникой, и это очевидно для тех, кто хочет подняться над уровнем съемок «подобтравку».
Любой фотошколе нужен сегодня преподаватель по истории российской фотографии, ведь в начале века она не просто существовала - создавались настоящие шедевры, мало известные, к сожалению, современным фотографам. Создание углубленного курса требует дополнительных вложений, а поступающие не готовы к этому, потому что не считают такой курс практически важным. Но опыт показывает, что без художественной подготовки фотограф не достигает высокого профессионального уровня, а без знакомства с историей будет открывать заново давно изученное, вместо того, чтобы идти дальше.
Что же можно считать нормальным фотографическим образованием на сегодняшний день? Пока что это совмещение полученного ранее художественного образования с курсами «От азов к мастерству», а при наличии опыта и одаренности - с более сложными творческими курсами.
Можно сказать, что трех месяцев учебы в фотошколе, факультативных занятий и лекций недостаточно, но ведь темп жизни тоже меняется. Немногие, получив высшее образование, решатся на следующие несколько лет обучения в ВУЗе, теряя при этом возможность работать.
Фотограф не может считаться профессиональным только потому, что он зарабатывает съемками себе на жизнь. Такой «профессионал» может в принципе продолжать заниматься халтурой, благо посредственный уровень в фотографии у нас, по общему признанию, преобладает. Но, не имея хорошей репутации, фотограф не сможет добиться успеха. Быть профессионалом означает понимать, что действительно нужно упрямому клиенту, а что - полиграфисту, умение убедить в своей правоте, сделать работу творчески.
Приходится признать, что в России сфера фотообразования только формируется. Пока что все создается на добровольных началах энтузиастами, которые не боятся рисковать и вкладывать в дело собственные средства. Без них и без хорошей команды педагогов никакое фотографическое образование не будет возможно вообще. Со временем мы обязательно придем к тому, что настоящие профессионалы будут востребованы. И их надо готовить уже сейчас.


Возможно Вы искали:
- Как удачно фотографироваться
на вверх ↑

Ваши комментарии:

Оставить сообщение
*  Ник:
*  Сообщение:
  Защита от автоматического добавления записи
 
*  Код картинки:
  *  обязательные поля для заполнения



Материалы не направлены на ущемление никаких национальных, политических, религиозных и каких либо других интересов!
За достоверность рекламы издатель ответственности не несёт. © При использовании материала ссылка на applepages.kz обязательна! Все вопросы и предложения: info@applepages.kz
Полезные советы были взяты с ресурса http://www.znaikak.ru