На сегодняшний день практически каждая семья в нашей стране может позволить себе наличие компьютера дома. Это уже не роскошь, как было когда-то, а средство для заработка, общения и развлечения. На данном этапе будем рассматривать компьютер как своеобразный «развлекательный центр» для наших детей. Как только наши чада научились ползать, мы уже стараемся предотвратить их вторжение в виртуальное пространство. Но, как не странно, именно клацанье мышки, кнопочек клавиатуры и цветовое разнообразие плазменного экрана так сильно привлекают внимание малыша и маленькие пальчики уже тянутся все ощупать.
Не успевают мамочки оглянуться, как в возрасте 2-х лет ребенок смело включает компьютер, а в 3 года может самостоятельно найти любимый мультик на рабочем столе. В 4-5 лет начинается игровая зависимость у детей и здесь все запреты мамы уже бессильны. Так как же предотвратить появление таких разногласий среди родителей и детей? Как правильно определить возрастные границы, когда можно знакомить ребенка с персональным компьютером? И как ограничить его пребывание в виртуальном мире?
Как говорится, запретный плод сладок. Не подпускать ребенка к компьютеру – это не выход, да и практически невозможно. Дайте ему возможность познакомиться с ним, объясните, что и как называется и, самое главное, расскажите, зачем он нужен Вашей семье. Современные кинематографы даже выпустили мультсериал, где детская аудитория внимательно изучает строение компьютера.
Что касается негативного влияния на организм человека – это суждение неоднозначно. Естественно, постоянное устремление взгляда в монитор несколько снижает зрение ребенка, а увлечённость игровым процессом может вызвать игровую зависимость! Поэтому нахождение ребенка за компьютером должно иметь строго ограниченные временные рамки. Стремитесь показывать ребенку добрые и поучительные мультфильмы. Игры должны быть детскими, без жестоких насилий и убийств, носить логический и обучающий характер. Тогда вы почувствуете не ущерб, а только пользу от занятий.
Может, несколько простых советов помогут родителям решить данную проблему.
Изучите все интересы и увлечения Вашего воспитанника. Наверняка, у маленького шалунишки найдется еще множество интересных занятий. Самыми лучшими, конечно, будут прогулки на свежем воздухе. Ведь никакой игровой персонаж не сможет заменить настоящего друга! Походы в зоопарк, семейный отдых на природе с родителями будут очень кстати в таких ситуациях.
Попытайтесь перенести его любимую компьютерную игру в жизнь. Пусть это будут фигурки супер-героев, пазлы с мультфильмами, железные дороги и автомобильные треки. Убедите ребенка, что вживую играть интереснее, чем сидя на стуле, ведь так он тоже является членом команды. А детский ноутбук поможет малышу чувствовать себя полноценным обладателем компьютерной техники и, плюс ко всему, выполнит еще и обучающую функцию.
Запишите ребенка в кружок или секцию. Но не забывайте при этом учитывать его предпочтения. Уроки-игры в секции, кружке – это одна из возможностей правильно, а, главное, с пользой для здоровья, организовать времяпровождения любимого чада. Проводя большинство свободного времени в занятии любимым видом спорта, у ребенка развивается стремление, желание быть лидером и достичь высоких результатов в своем деле. Свободного времени при таком заполненном расписании у Вашего чемпиона практически не останется.
Установите на компьютере «родительский контроль». Для более взрослых детей, которые имеют в наличии уже собственный компьютер для учебы, можно установить ограничивающие программы. Виртуальный постовой поможет осуществлять надзор за деятельностью Вашего ребенка на компьютере: блокировать некоторые сайты и ставить ограничения на игры, самостоятельно выключаться при длительном использовании. Хотя, сообразительные дети нередко находят способ справиться с такими трудностями.
Главная задача – объяснить ребенку, что реальный мир гораздо интереснее виртуального. В нём все настоящее и еще неизведанное. И именно ЕМУ дан такой уникальный шанс познания окружающего мира. Ведь мир такой разнообразный! Он состоит из мира людей, мира природы и животных, мира техники и предметов, созданных человеком. Очень важно, чтобы дети понимали это и считали себя частью данного мира. Позвольте ребенку самостоятельно заняться процессом освоения мира, а не "глотать" готовый материал. Используйте в процессе обучения игровые моменты: чтение книг, пение песен, танцы, театрализованные постановки. Такие способы используются как своеобразная мотивация, позволяющая развиваться детским интеллектуальным способностям.