Сейчас большинство фирм заказывает в рекламных агентствах различного рода сувенирную продукцию: ручки, брелоки, кружки, зажигалки, футболки, бейсболки, папки, ежедневники, календари, магниты и многое другое. Такие промосувениры (от англ. «продвижение», «promotion») стоит применять в рекламных акциях для широкого круга потенциальных или реальных клиентов ради повышения лояльности потребителей и «узнаваемости» бренда, а также как бизнес- или корпоративные подарки сотрудникам и партнерам ради подъема доверия и симпатии к компании.
Как сделать так, чтобы вложения в такого рода рекламу оправдали себя и привели к Вам новых клиентов, способствовали росту продаж и развитию организации? Итак, первое. Подарки для Ваших клиентов, с которыми сотрудничество уже идет, должны отличаться от сувениров, рассчитанных на привлечение новых покупателей Ваших товаров или услуг. По средним оценкам, привлечение нового потребителя обходится в 5-10 (!) раз дороже, чем реализация дополнительных (или более дорогих) товаров, услуг, опций уже существующим. Посчитайте Вашу прибыль от постоянных клиентов (в перерасчете на 1 «человекосделку») и Вы поймете, что потратить 10-15 % от ее суммы на приятную мелочь – это оправданные и окупаемые траты. Подарки таким людям должны не просто постоянно «сигнализировать» о Вашей фирме как о дарителе, а быть нужными и используемыми. По этой причине лучше отказаться от «любимых» российскими компаниями футболках и кепках в пользу, например, полотенец и кружек (соразмерно по стоимости). Полиэтиленовыми пакетами тоже уже не удивить, а ведь долговечнее и удобнее (и экологичнее!) сумки для покупок из специального волокна. Если клиент у Вас «дорогой» (в прямом смысле), то сделайте ему ценный подарок – флеш-карту, элитный сорт чая/кофе/вина, красивый бокал или вазу; если точно знаете, что подарок окажется «в тему», можно , или часы с компасом, или дорожный плед. На подобных подарках логотип Вашей фирмы и информация о ней должны быть скромны по размеру и не «бросаться» в глаза. Зато эти товары значительно увеличивают расположение людей именно к Вашей фирме, так как запоминаются и ценятся выше других презентов. Да и «сарафанное радио» сделает свое дело, особенно если Вы преподнесете подобный сувенир в личный праздник одаряемого (день рождения или профессиональный праздник).
А это уже второй важный момент. Традиционно о подарках в организации «вспоминают» в канун больших праздников: Нового года, 23 февраля, 8 марта, Дня знаний и т. д. (зависит также от отрасли экономики). Вспомните, сколько у Вас появляется календарей, ежедневников, планингов и аналогичной продукции в конце декабря – начале января! Наверняка многие из них пылятся в шкафу и не используются, отдаются или передариваются знакомым. Значимость подарка и смысл его теряются, он перестает быть маркетинговым инструментом и превращается в дежурный «знак приличия», тогда как должен быть «знаком внимания». Я предлагаю другой вариант, возможно, не такой логичный, но гораздо более эффективный. Дарите подарки НЕ на «общие» праздники. Если Вы знаете дату рождения своего клиента, поздравьте его именно в этот день или максимально близко к этой дате. Поверьте, он расскажет (хотя бы вскользь упомянет) об этом многим своим знакомым, причем, скорее всего, в исключительно восторженных чувствах: «Представляешь, меня даже от салона красоты, в котором я иногда делаю прически, поздравили, вот и подарок передали – фирменную расческу!» Чем не удачная «вирусная реклама»?! Если дата рождения Вам неведома, поводом можно сделать все, что угодно: день рождения директора компании, дата образования фирмы, дата открытия новой торговой точки, день имени какого-то Вашего товара или услуги (лучше из «топовых», пользующихся наибольшим спросом) и т. п. В общем, это уже дело Вашей фантазии и креативности Ваших рекламистов.
Деталь третья, «информационно-оповестительная». Лучше традиционной рекламы может быть только сарафанное радио, поскольку доверие к знакомым априори выше, чем к откровенному желанию фирм «впарить» товар или услугу. Но есть одно «но». Иногда реклама не воспринимается как реклама. Как Вы уже догадались, к таким исключениям относятся и промосувениры. А иначе как люди узнают, что им приготовлен подарок?
Если у Вас есть база телефонов или адресов электронной почты Ваших клиентов, обязательно сделайте по ним рассылку. Желательно посадить на это дело отдельного человека и пусть он не ленится адресоваться ПО ИМЕНИ к каждому потребителю. Вам ведь приятно, когда Вас называют по имени? Текст сообщения должен быть коротким и предельно ясным, например: «Только для Вас, Алексей, в честь Вашего дня рождения салон компьютерной техники «ХХХ» дарит флеш-карту. Забрать подарок можно по адресу: <…>. Ответим на все Ваши вопросы по телефону: <…>» или «Елена! Салон оптики «ОКО» отмечает юбилей и дарит Вам удобный футляр для очков. Ждем Вас по адресу: <…>, телефон: <…>». Причем, качество и внешний вид подарков тоже обязаны быть на уровне. И, конечно, будьте готовы к настороженным вопросам по поводу: «А это не развод?», «Это шутка?» Или скептическим: «Надо, небось, купить на пять тысяч, чтоб подарок получить?», «Да знаю я, зазываете-зазываете, а потом фигню всякую пытаетесь продать». Здесь надо по возможности корректно и тактично объяснять людям, что Вы делаете это абсолютно бескорыстно и просто хотите сделать им приятное и поднять настроение. Если же человек что-то приобретает у Вас, не зная об акции, сделайте ему подарок уже ПОСЛЕ продажи. Такие «необъявленные» привилегии и бонусы всегда воспринимаются позитивно, ведь покупатель понимает, что подарок сделан без цели «навязать» дополнительную покупку.
А как быть, если базы клиентов у Вас нет? Обращаемся к традиционным рекламным средствам (наружная реклама, ТВ, радио, печатные издания и Интернет). Интернет вообще старайтесь использовать по возможности активно, ведь в современном мире большинство платежеспособных потребителей регулярно и бойко используют пространство мировой паутины.
Удачи Вам и процветания Вашему бизнесу!