Очевидно, есть что-то такое у людей такое в ДНК, что заставляет нас накапливать различные вещи – и не важно, произведения ли это искусства, какой-нибудь китч, книги или даже фигурки героев из «Звездный войн». Проблема в том, что даже самый здравомыслящий человек может несколько слететь с катушек, когда дело доходит до его «коллекции барахла». Эти драгоценные вещи способны сокрушить вашу жизнь и ваш дом, если вы им это позволите. Опытные коллекционеры и мастера своего дела говорят, что вам нужна организационная система и определенный здравый смысл, чтобы вас не показали однажды на канале A&E в шоу «Собиратели» (Hoarders).
Любимцы модников
Модный эксперт Роберт Верди (Robert Verdi), одевающий Еву Лонгорию, помимо других знаменитых клиентов, может в этом смысле вести себя просто уморительно, - до истерики, - даже когда дело доходит до вообще-то совершенно не смешных пунктиков о хранении вещей.
«Я – голубая вариация Керри Бредшоу», - заявляет он. «Многие просто умерли бы от восторга, если бы увидели мою коллекцию обуви. Все они восхитительны: я выставляю их в своей спальне, на полу, они занимают длину целой стены, пара за парой. За ними тщательно следят, и они – произведение искусства».
Чувство организации Верди так же включает в себя и чувство стиля. Если ваша коллекция состоит из произведений искусства, висящих на стенах, он считает что объединение их при помощи рамок – например, серебряных, золотых или матово-черных, - сработает отлично, до тех пор, пока все не начнет выглядеть слишком пафосным и роскошным.
«Также, пусть и все подставки под ваши экспонаты совпадают», - говорит он. «Это поможет объединить разрозненную коллекцию».
Еще одна идея, которая пришлась Верди по душе, - для любой коллекции – это встроенные полки, по крайней мере, 30 см глубиной, от пола до потолка, сплошняком. И обязательно закрытые стеклами, иначе вы потонете в пыли.
«Некоторые могут мыслить только в направлении, «как хранить горизонтально», но не вертикально», - сообщает он. «Можно использовать эти полки для книг, мелких коллекционных предметов, фотографий, обуви. Вы сможете перемешать все предметы, и это будет выглядеть замечательно, а также даст вам огромный объем места для хранения».
«Коллекцию вовсе не обязательно показывать всю сразу», объясняет он. «Если вы хотите выставить на обозрение одну из ваших фигурок Lladró – пожалуйста. Но если вы поставите их все вместе, люди начнут чувствовать себя так, будто они находятся на гаражной распродаже».
В настоящее время существует масса современных гаджетов для хранения коллекций. Например, теперь вам вовсе не обязательно хранить фотографии в коробках. Купите несколько электронных фото-рамок, в каждой из которых будут снимки определенного направления. Отсканируйте старые снимки, сделайте пару копий на флешки – и вуаля, вся многотонная коллекция занимает теперь 20 квадратных сантиметров на полке. Оставьте в прежнем виде только старые снимки, ценные своей оригинальностью.
Еще один хороший способ выставить свою коллекцию – это собственный сайт/блог в Интернете. Но и там необходимо все тщательно упорядочить. А дома можно хранить все эти вещицы в ящиках. Так у всех будет возможность увидеть ваши сокровища, но никому они не будут в тягость: ни вам (уход и расстановка), ни другим (огромное количество экспонатов не будет «душить» зрителей).
Не забывайте о панно: на нем можно разместить все, что угодно, начиная с ученических шапочек (вспоминаем «Сумерки»), и заканчивая действительно крупными и объемными элементами, как, например, на картинке ниже.
Интересный вариант – это «башня»-шкаф из прозрачного пластика и с подсветкой. Ее можно загнать в угол, - и небольшие фигурки в ней уже не будут казаться неуместными и/или составленными и в кучу, как на книжных полках.
Предметы искусства и обычные вещи
Оливер Вестермиер (Oliver Westermeier) - художник из Нью-Йорка, коллекционер и хорошо известный реставратор мебели. Иллюстрации его работ и коллекций появлялись в таких изданиях, как «Космополитен», «Marie Claire» и «Плейбой». Для его обширной коллекции искусства он выбрал одну стену в гостиной, где и развесил в салонном стиле картины в рамах.
«Если бы картины висели на всех четырех стенах, - это было бы безумие. Глазам необходимо место, на котором они могли бы отдохнуть», - объясняет он.
Вестермиер четко знает ту грань, что отделяет безумие и коллекционирования.
«Когда что-то становится психологической проблемой, это просто уже больше не весело. Если для вас невозможно избавиться от чего-то, у вас проблемы».
«Я просто верю, что очень важно тщательно раздумывать над тем, что вы коллекционируете – и что вы сохраняете».
Еще один художник-коллекционер, - И. В. Дэй (E.V. Day), скульптор из Бруклина, работы которой выставляются в Музее американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art), Нью-Йоркском музее современного искусства (New York Museum of Modern Art) и в НАСА. У нее дом битком забит скульптурами и картинами в рамах, а также обувью, украшениями и винтажными «плавающими» ручками. Чтобы у нее была возможность фокусироваться на своей работе, она содержит добросовестно упорядоченную студию.
«Основная суть всех моих работ – это дизайн, контролирующий хаос», рассказывает Дэй. «Мои произведения, может быть, и смотрятся хаотичными, но это не так. Все дело в том, чтобы донести сообщение через взаимодействующие или несопоставимые объекты – и через «замерзание» беспорядочных событий, как мгновение взрыва».
В студии-лофте Дэй имеется коллекция крошечных, редко используемых приспособлений, которые она хочет держать организованными. Ключ к умению Дэй держать бедлам в узде пока она работает, - это использование классических тележек на колесиках с множеством ящиков, которые часто применяются в крупных магазинах, торгующих мелочами.
«Все мои ящички красного цвета, и все, что связано с работой, идет в них», сообщает она. «Все дело в возможности двигать тележки, когда мне это нужно и в маленьких ящиках, подходящих для хранения моих вещей».
Что до того, чтобы знать, где из десятков этих ящиков найти то, что нужно, она продолжает: «Я обожаю приспособление для наклеек P-Touch. Я клею эти стикеры на все!»
Аргументы в пользу того, что «Меньше – это больше»
Линда Варон (Linda Varone) – дизайнер интерьеров по принципу фен-шуй и популярный спикер в Бостонском центре по обучению взрослых (Boston Center for Adult Education). Так же она – автор книги «Умный домашний офис» (The Smarter Home Office). Она старается приучить своих клиентов «редактировать» или «просеивать» их личные сокровища.
«Выставьте вещи, напоминающие вам о людях, местах, событиях, которых вы любите больше всего», - предупреждает Варон. «Вокруг людей должны быть значимые вещи, напоминающие им о настоящем и демонстрирующие их надежды на будущее».
Она так же советует: «Избавьтесь от чувства обязательства к вещам, например, к той уродливой вазе, подаренной вам вашей тетей». Держитесь за сантименты, стоящие за вещью, говорит она, но не за сам подарок. «Вот тот ваш альбатрос/орел может стать еще чьим-то сокровищем».
У выставленной вещи должно иметься свое пространство. Если вещи в комнате слишком прижаты друг к другу, по словам Варон: «энергия не может свободно парить вокруг этих сокровищ, и связь вашего сердца с ними будет заблокирована, а энергия улетит в космос». Другими словами, вы не будете получать от вещей ту отдачу, которую ожидаете – они не будут «радовать глаз».
У Боба Ритчера (Bob Richter) подобной проблемы нет. Дизайнер интерьеров из Манхеттена обладает коллекцией, количество экспонатов в которой исчисляется тысячами. Она включает в себя антикварные китайские вещицы из натуральной кости, современную стеклянную посуду, утварь и мебель из 1940-х, - и все это содержится в пяти (пяти!) хранилищах. Ритчер, с которым беседовали по поводу этой его одержимости коллекционированием на радио-шоу «Martha Stewart Living» во время прямой трансляции, думает, что лучший способ обращаться с коллекцией – это сделать ее звездой, фокусной точкой в комнате.
«Если вещь станет фокусом, пусть меблировка и стены будут простыми», - комментирует он. «Я так же предлагаю объединить выставленные вещи по цвету. В моей собственной спальне был комод, заполненный утварью, но утварью в различных оттенках оранжевого, так что гармония автоматически возникла сама по себе».
Ритчер верит, что самое простое решение для экспромтной коллекции – это осознать: все это одновременно вам не нужно. У него также своеобразная нелюбовь к людям, которые накапливают слишком много.
«Откровенно, в мире намного больше людей-коллекционеров, чем минималистов, и ваши вещи – это то, что делает помещение домом. Тем не менее, если это все уже лежит грудами, или вы начинаете чувствовать, что вам тесно, тогда этого всего у вас слишком много. Арендуйте хорошее хранилище, и очистите несколько поверхностей в доме… Вы всегда сможете принести все это назад». Или поменять то, что хранится, на то, что стоит у вас в данный момент.