Гордость за свою школу, духовное единство с процессом обучения в целом, серьезное отношение ко всему, что происходит в школе, или другими словами моральный дух школьников и учителей – самый главный момент, отвечающий за активность учащихся, за их участие в жизни школы, за вовлеченность в учебный процесс. Соответственно, он оказывает сильное влияние на учеников, преподавателей, родителей и администрацию учебного заведения. Моральный дух детей находится в значительной степени под влиянием созданного школой здорового, целеустремленного сообщества и общего окружения в данном заведении, и часто исходит из общественного климата в школе. Моральное состояние педагога напрямую зависит от родителей и администрации, т. к. работа первых становится более сложной, если от этих групп нет соответствующей поддержки.
Моральный дух школы связан с учебным процессом со всех сторон, на текущий момент его начали культивировать в частных гимназиях России, пора обратить на него внимание и государственным школам.
Сложность: умеренная.
1. Начинать процесс повышения морального духа школ нужно с четкого представления и оценки минимального набора потребностей учащихся, преподавателей и родителей. Самый лучший способ оценки потребностей – проведение анонимного опроса, который предоставит администрации информацию о том, что нужно людям и чего сильно не хватает школе.
Именно минимальный набор берется исходя из того, что школе всегда нужно многое, но, к примеру, лучше вывести детей на соревнование или в музей, чем купить роскошный занавес в актовый зал вместо еще вполне годного; лучше организовать продленку вместо новой электронной примочки в класс преподавателя по труду.
Второе необходимое действие – это учреждение родительского совета, который будет отвечать за многие организационные вопросы на школьных мероприятиях, и решать практически наравне с педсоветом и администрацией школы спорные вопросы.
И, наконец, создание ученического совета, при помощи которого дети смогут в какой-то мере влиять на политику школы, представлять свои нужды на рассмотрение администрации и вышестоящим советам. Причем, к мнению ученического совета необходимо будет в дальнейшем прислушиваться и обсуждать проблемы с детьми наравне, как и со взрослыми.
2. Далее администрации придется действительно прислушаться к потребностям учеников, учителей и родителей. Эти стороны-участники влияют на школьную мораль больше, чем все остальное, так что если они несчастливы в столь значительной области жизни, как школа, необходимо что-то менять. Администрации школ необходимо немедленно принимать во внимание все поступающие запросы и жалобы, и составлять планы по решению возникших проблем. Активные действия вроде поиска спонсоров (иногда даже в лице родителей), обращений к местным органам власти, сбор разумных по размерам средств с родителей учеников, проведение самых различных мероприятий по сбору средств (продажа выпечки, детские представления о шоу), помогут решить вопросы, связанные с требуемым финансированием. Другие вещи решаются без денежных вливаний.
Добросовестным администрациям школ здесь так же рекомендуется создать прозрачную бухгалтерию, с отчетами, куда были потрачены вложенные средства, предоставляемыми родительскому комитету.
3. Взращивайте гордость за свое учебное заведение, проводя различные мероприятия, вроде спортивных соревнований (внутри школы и с другими учебными заведениями), олимпиад, объединенных художественных и прочих выставок, научных ярмарок, конкурсов (внутри школы), и т. д., и т. п. Убедитесь, что учителя, равно как и администрация, посещают эти события.
Организуйте доску почета – в различных «номинациях», и да детей и для учителей, еженедельную газету. Старайтесь ставить в известность детей и учителей, когда школа (или ее учащиеся – этих лет или прошлых) тем или иным образом положительно «засветились» за пределами учебного заведения.
4. Сделайте так, чтобы ученики и учителя чувствовали себя в школе безопасно. И это касается не только общих правил, как например охранника у дверей школы, но и четких установок (с соответствующей системой наказаний) против хулиганов, от которых страдают другие дети и учителя, против травли и издевательств, другими словами, против моббинга и буллинга.
5. Учите собственным примером. Начиная с главы администрации и до учителей, решать спорные вопросы, добиваться поставленной цели, подходить к делу с энтузиазмом нужно правильно, и не забывать постоянно напоминать об этом детям.
6. Помните и о минимальном комфорте детей и учителей. Поставьте кулеры с водой, автоматы с газировкой (они, к слову, принесут школе дополнительный доход) и организуйте хороший буфет для детей. Постарайтесь обеспечить минимальное необходимое оборудование для занятий и создать библиотеку с несколькими экземплярами всех книг из учебной программы.
Отслеживайте поведение учителей на уроках и грамотное обращение с детьми. Донесите до детей свод правил об их поведении на уроках, не забудьте, что здесь должны учитываться и адекватные наказания за проступки.
Взращивайте в коллективе обычай взаимопомощи.