Бывают времена, когда вы хотите, чтобы картинка получилась смазанной. Изображение скачущей лошади на фотографии или гоночной машины «в полете» - несколько смазанный кадр в этих случаях будет смотреться прекрасно. Фотография бегущей оленихи и ее детеныша, представленная ниже, была снята со штатива и сам штатив поворачивали за объектом во время съемки, чтобы добавить в полученное изображение ощущение движения. Тем не менее, в большинстве случаев вы хотите как бы заморозить действие объекта перед камерой, чтобы выделить пиковый, самый выразительный момент разворачивающейся сцены.
Существует целый ряд причин, по которым изображение на снимке получается смазанным, но самый важный фактор здесь – это движение камеры в момент экспозиции. Камера дернулась, или ее повело, и изображение смазано. Большинство из нас любят думать, что мы тверды как камень, а функция стабилизации изображения в современных камерах полностью обеспечит вам нужное качество кадра в любых условиях, но это не так. Начать, тем не менее, стоит именно с оборудования. Убедитесь, что передняя и задняя часть объектива идеально чистая (протирать линзы можно только специальными салфетками и жидкостями). Загрязненные зоны объектива могут стать основной причиной плохой резкости снимков. Прочистите свою камеру, затем следуйте ниже описанным шагам, чтобы проторить себе дорожку к четким кадрам.
Сложность: умеренно легко.
Вам потребуются:
- камера с чистыми линзами;
- штативы;
- терпение.
1. Знайте свое оборудование.
Когда вы снимаете, держа камеру в руках, постарайтесь найти опору для локтей: перила, парапет, дерево, любое возвышение, чтобы сделать ваше тело более устойчивым во время экспозиции (т. е., грубо говоря, съемки). И на самом деле намного труднее держать камеру ровно, когда вам приходится вытягивать руки для съемки, используя в процессе цифровой экран. Тем более, если вы приладили к камере тяжелый объектив. Гораздо легче в этом случае найти опору для себя самого.
Как известно, стрелять лучше на выдохе, примените этот принцип и к фотографированию.
Если вы решили стать профессиональным фотографом или любителем-профессионалом, тренируйте руки.
Экспозиция снимка зависит от количества света (пасмурно или солнечно, например), скорости затвора и ширины открытия диафрагмы. Ширину открытия диафрагмы устанавливают на камере; чем меньше диаметр отверстия (апертуру) вы установили, тем меньше света попадет на сенсоры. Тем не менее, меньшая апертура повышает глубину резкости, т. е. при большей, соответственно, камера должна быть в момент съемки максимально статична. Так что, прежде всего, примите решение насчет апертуры.
Обратите особе внимание: значение «f» обратно по отношению к величине апертуры, или другими словами, диаметру отверстия, создаваемого диафрагмой. Т. е. выражение «малая апертура» относится напрямую именно к малому диаметру отверстия, а не к значению f. Малое f – это наоборот, большая апертура.
От скорости затвора (или, другими словами, выдержки) зависит то количество времени, в течение которого диафрагма открыта и свет попадает на сенсоры. Чем выше скорость затвора, тем более быстрое действие вы сможете «заморозить». Фотографируя спортивные события, скорость затвора стоит устанавливать на 1/500 секунды, как максимум (но лучше 1/600 и далее - быстрее). Чем быстрее сработает затвор, тем лучше для возможности захвата доли момента в не смазанном виде. Отрегулируйте чувствительность ISO таким образом, чтобы получить возможность использовать высокую скорость затвора.
2. Мини-треножник (или штатив).
Везде, где только можно, используйте штатив. Небольшой штатив крайне удобен, т. к. его легче носить с собой и раскладывать. Если вы найдете штатив, которой к тому же еще и легко меняет положение (угол) камеры благодаря гибким ножкам, вы станете самым счастливым фотографом на свете.
Узнайте ваш штатив от и до, установите с ним полностью доверительные отношения. Профессиональные фотографы свято верят в то, что профи нужны 2 штатива: большой, крепкий и максимально устойчивый штатив для съемки масштабных сцен и портретов на лучшей возможной чувствительности ISO, чтобы на снимке были виды все детали. Это может потребовать малой скорости затвора и малой апертуры (т. е. малого диаметра отверстия, создаваемого затвором) и даже использования малого гибкого кабеля, присоединяемого к затвору (спусковой затвор), чтобы убедиться, что при нажатии пальцем на кнопку вы не пошевелили камеру.
Второй – это, соответственно складной мини-триножник, которые вы сможете везде носить в сумке с камерой. Большой треножник не для всякой съемки подойдет (особенно для съемки на земле или на уровне глаз животных) и не у каждого хватит терпения таскать его с собой.
3. Знайте возможности ваших линз/объективов.
Выделите время, чтобы как следует изучить линзы ваших объективов. Объективы с бОльшим фокусным расстоянием великолепно подойдут для спорта, но они крайне тяжелы. Взрослый, тренированный постоянными съемками мужчина максимум на что способен с рук, так это сделать четкий снимок с объективом с 200 мм линзами на скорости затвора в 1/500 секунды. Но чем большее увеличение объекта вы получили благодаря линзам (точно так же, чем дальше снайпер от объекта), тем сложнее сделать четкий кадр при малейшем колебании объектива камеры. У объективов с сильными линзами имеются стабилизационные системы, но они крайне дороги и стабилизация срабатывает не во всех случаях.
4. Протестируйте свою устойчивость и крепость рук на каждой имеющейся в распоряжении скорости затвора. Делайте снимки одного не двигающегося объекта с рук. Сделайте фотографии с каждым объективом на каждой скорости затвора. Выведите изображения на большой экран и просмотрите различия между ними. Выделите те, что оказались смазанными. Так вы составите личный гид по скоростям затвора в сочетании с определенным объективом, который покажет, когда необходимо использовать штатив. Учтите, что при съемке движущегося объекта условия будут жестче, и вы не всегда сможете удержать камеру так, как держали в состоянии покоя. Смазанное движение может быть отличным способом продемонстрировать на фотографии движущийся объект, но только в том случае, если вы можете контролировать результат. Найдите время, чтобы узнать ваши личные пределы, дабы на месте съемки вы уже могли принимать творческие решения о том, когда замедлить скорость затвора с телами и прочими объектами в движении.
Дополнение: поэкспериментируйте с размытым движением. Сделайте снимки чего-то, находящегося в движении при различной скорости затвора. Поймите, как использовать смазанное движение для создания артистичных снимков.