Далее от первого лица – автора статьи на английском, Ричарда Берка (Richard Burke).
Моя жена никогда не любила фильмы в жанре хоррор. Она разработала собственный перекрывающий механизм: смотрела в левый нижний угол экрана во время особенно страшных эпизодов. На самом деле – это практическое применение Правила третей. Ее способ работал годами, пока Ридли Скотт не решил не применять данное правило в, по крайней мере, двух подобных сценах в «Чужом». Ключ к грамотному использованию «Правила третей» при выборе композиции фотографии - в знании, когда стоит и когда не стоит его применять. Основной принцип, стоящий за правилом третей – в визуальной разбивке изображения на 3 одинаковых горизонтальных области и на 3 вертикальных, и определения по ним идеальной композиции. Теория: чтобы сделать снимок интересным визуально, основной предмет на снимке должен находиться в полученном центральном прямоугольнике или близко к пересечениям линий, образующих центральный прямоугольник (см. картинки ниже). Данная статья поможет вам понять основы построения композиции снимка с использованием правила третей.
Сложность: умеренно легко. Вам понадобится терпение и время для практики, чтобы научиться автоматически использовать правило третей во время съемки.
1. Правило решетки для создания 3-х областей по вертикали и 3-х по горизонтали.
Правило третей берет свое начало в греческой философии. Они обнаружили, что объекты представляют собой более приятное сочетание/композицию, когда они расставлены определенным образом. Применимо к фотографии, верхняя горизонтальная линия носит название «уровень глаз», а горизонтальная линия ниже - под ней – «линия горизонта». В портретной фотографии глаза объекта должны находиться на «линии глаз», в ландшафтной фотографии горизонт должен находиться на «линии горизонта». Правило так же предполагает, что все основные элементы снимка должны располагаться на точках пересечения линий (или в их зоне), образующих центральный квадрат (на картинке помечены красными крестиками). К основным так же относятся, например, земля, небо скалы. Конечно, есть целая школа фотографии, которая свято верит, что главный объект съемки никогда не должен попадать в «мертвую зону», находящуюся в центральном квадрате. По моему мнению, весь принцип правила третей должен подвести фотографа к одному ключевому вопросу: «Фотографию чего я делаю?». Прежде всего, задавайте себе этот вопрос, и только потом составляйте композицию снимка, опираясь на правило третей. Это правило, а не закон.
2. А это хорошая композиция? Как вам вот этот снимок?
На первый взгляд вроде бы отличная композиция. Экспозиция выбрана верно, с цветностью все в порядке. Тем не менее, о чем этот снимок? Это фотография неба? Бревна? Или части горы на заднем плане? Не совсем все ясно, не так ли?
3. Применяем правило. Теперь давайте, исходя из правила третей, наложим на изображение решетку.
Попадает ли что-то в центр квадрата? А основные элементы на снимке находятся в ключевых зонах точек пересечения линий? Горизонт попал на линию горизонта? Ответ – нет; это не слишком хорошо скомпонованный снимок. Если кактус и кустарник (справа) как-то где-то еще «стоят» на месте, то все остальное нет: бревно в принципе вышло за точки пересечения вниз, гора точно так же сдвинута в середину, только сверху, – может быть она, в целом, и находится на точках пересечения, но верхний полукруг вершины создает отдельную часть горы, т. е. отдельный объект, и при этом попадает в центр, а должен быть справа (или слева). В снимке нет ощущения динамики, эта картинка не рассказывает никакой истории, - ни о чем не говорит. Таким образом, только потому, что фотография сделана с грамотной экспозицией и на ней имеются некие предметные элементы, она еще не является хорошо скомпонованной.
Вот же пример грамотной компоновки кадра:
4. Хорошая композиция.
Предметы, представляющие интерес на фотографии вовсе не обаятельно должны касаться одной из тех точек пересечения, чтобы использовать преимущества правила третей.
В реальности глаз всегда сначала стремиться в самую светлую точку в центральной зоне перед глазами, и только затем переходит на более темные зоны, которые по правилам должны попасть на точки пересечения на снимке. Это движение глаз получило название «движение взгляда», и каждый художник и фотограф хочет контролировать порядок, в котором вы посмотрите его работу, чтобы вы смогли увидеть то, что видят они. Перед нами пример грамотно скомпонованного кадра, контролирующего движение ваших глаз:
Сначала вы вероятнее всего посмотрите на светлое пятно на гребной шлюпке, и нижний средний квадрант изображения и потом взгляд перелетит на малое здание почти в центре небольшой гавани, на воде. Композиция построена по овалу вокруг ключевых точек пересечения; она в сочетании с принципом движения взгляда делает практически невозможной попытку смотреть в другую сторону.
5. Что лучше всего? Какой из этих трех снимков демонстрирует наилучшую композицию?
Все они сделаны в соответствии с правилом третей, но большинство все же выберет снимок номер 3. Причина в том, что вы можете видеть всего оленя целиком, плюс произошел контакт его глаз с камерой. Правило тетей всего лишь один элемент хорошей композиции снимка. Так же необходим грамотный выбор экспозиции, хороший цветобалланс, четкий фокус и грамотное направление движения взгляда зрителя по изображению. Правило третей – это только отправная точка хорошей композиции, но отнюдь не единственный ее элемент.
6. Используйте всю рамку.
В каждом снимке у вас 9 квадратов, но вы можете так же смело заполнить всю рамку содержимым. На данной фотографии содержание упустить просто невозможно. Не важно, куда вы смотрите или в каком направлении глаза ведут вас, вы увидите изображение коня и всадницы, незначительно смазанных из-за скорости действия:
Практически невозможно упустить замысел или ощущения, исходящие от всего снимка. Центральные пять прямоугольников (центральная тройка по вертикали и центральная тройка по горизонтали, итого 5, - 1 квадрат/прямоугольник общий) заполнены изображением, которое вы должны были увидеть. Помните, трети - это одно из правил, созданное для того, чтобы его нарушать. В какой-то степени. Всегда сначала спрашивайте себя: «Что конкретно я снимаю?», - перед тем, даже как посмотреть в видоискатель. Затем уже, используйте видоискатель и в уме поделите картинку в нем на 9 квадратов, прежде чем выбрать окончательный ракурс снимка. Эта простая практика сделает из вас хорошего фотографа.
Дополнения:
- Правилу третей должно следовать не только расположение основных элементов на снимке само по себе, но и, так сказать, намерения: пойманное движение кого-либо и чего-либо, указание пальцем, предметом, и проч., взгляд, направление головы и т. д.;
- Не центруйте все подряд на ваших снимках (не помещайте сугубо в центральный квадрат), иначе ваши фотографии станут скучными;
- Правило третей (или, как его еще называют, правило золотого сечения) – это всего лишь нечто вроде директивы. В реальности встречается очень много его вариаций, пару из которых вы уже видели здесь. С практикой более тонкое понимание композиции и ее соответствия правилу придет само;
- Даже, если вы делаете композицию для портрета, всегда спрашивайте себя «Снимок чего конкретно это будет?». Вы хотите рассказать историю, а значит, постарайтесь выстроить положение и движение бровей, полуулыбку, прищур глаз и т. д. при крупном плане, и не забыть учесть все окружающее и детали костюма при портрете в полный рост.