Выражение «натюрморт» происходит от французского слова nature morte, что переводится как мёртвая природа. В изобразительном искусстве это выражение обозначает изображение совершенно разных неодушевлённых предметов. Это могут быть предметы повседневного быта, украшения, плоды, овощи и многое другое.
Методами фотонатюрморта не только реализовывается выразительное воссоздание разнообразных объектов с присущими только им особенностями, что возбуждает совершенно определённые ассоциации, но и решаются более сложные, истинно художественные задачи, когда, например, с помощью определённых предметов воссоздаются самобытные картины из жизни, а также повествуется о человеке, который отсутствует в кадре. Как у самостоятельного жанра художественной фотографии у натюрморта имеются определённые задачи, свои темы и сюжеты, в которых никогда не бывает недостатка.
При съемке натюрморта применяются все известные на сегодняшний день средства фотографии: это и световое и колористическое решение, и всевозможные приемы композиции. Но как не правы те, кто считает, что натюрморт самым простым жанром фотографии. Здесь как нигде более необходима тщательная и точная работа фотографа со светом, потому что, только выбрав правильное освещение, можно чётко передать на снимке шероховатость или гладкость предметов и их пространственное расположение. Крупноплановое изображение предметов на снимке, соответствующее их облику в реальной жизни, возможно только тогда, когда правильно установлены осветительные приборы и удачно подобрана композиция кадра. Поэтому считается, что освоив технику освещения при съёмке натюрморта, у фотографа не будет проблем с этим при других работе в других жанрах фотографии. При съемке натюрморта для получения интересного по тональности и световому решению снимка почти всегда хватает одного источника света, и неважно применяется естественное или искусственное освещение.
Для съемки незначительного по размерам натюрморта можно применить направленный свет, ведь у такого сюжета нет ни глаз, ни подбородка, поэтому отсутствуют проблемы, связанные с возникновением на снимке соответствующих теней. Однако на окружающих плоскостях могут появиться нежелательные блики, а тени, образовываемые источником света, расположенным несколько левее и выше камеры, совсем не нужны. На предмете, употребляемом для создания фона (обычно это рулон бумаги), могут проявиться все недостатки – складки, ямки, бугры. Освещение, как и в случае съемки портретов, можно существенно усовершенствовать, используя большой полупрозрачный зонтик.
Исключение составляет рекламная фотография, представляющая собой узкое направление в жанре натюрморта, где требуется равномерное освещение всех рекламируемых предметов и где могут применяться несколько источников освещения.
Чего при работе в жанре натюрморта хватает с избытком, так это предметов, тем, сюжетов и мест съёмки. На примере фотографии, которую можно назвать «Чашка с бусами» это очень хорошо видно. Также хорошо показан на этом снимке и выбор освещения и что используется один источник света.
Особенный подход при съёмке натюрмортов должен быть к выбору фона. Дело в том, что почти всегда плоскость, на которой располагаются предметы, предназначенные для фотографирования, и фон разделены горизонтальной линией, которая делит снимок на две части и мешает целостному восприятию его. Чтобы ликвидировать эту проблему необходимо выбирать более высокую точку съёмки или сделать так, чтобы предмет, используемый в качестве фона, плавно изгибаясь, переходил из горизонтальной плоскости в вертикальную.
Немного поговорим про технику съёмки.
Снимать натюрморты можно самыми разными камерами, а также объективами с различными фокусными расстояниями, этот вопрос целиком зависит от технического оснащения и творческого подхода фотографа. Необходимая при фотографировании натюрмортов большая глубина резкости и высокая разрешающая способность достигаются диафрагмированием объектива до значения 1:8 или 1:11. Для обеспечения высокой резкости для сохранения на снимках естественной фактурности предметов необходимо применять фотопленку минимальной светочувствительности, что ведёт к увеличению выдержки и как следствие требует закрепления фотокамеры на штативе. Применение штатива при съемке натюрморта желательно ещё по той причине, что так благоприятнее выполнять компоновку кадра, ведя наблюдение за предметами съёмки через видоискатель и ища самое удачное место для каждого из них.
Композиции, имеющей в жанре натюрморта первостепенное значение, характерны несколько общеизвестных закономерностей.
Во-первых, расположение рядом чёрного и белого, изобилие резких, ломаных линий приводят к ощущению борьбы и драматизма.
Во-вторых, темнота на снимке, притягивающая взгляд, всегда является таинственной и тревожной. И наоборот, обилие света, плавные округлые линии успокаивают и радуют глаз.
В-третьих, эмоциональное построение композиции должно быть в соответствии с сюжетом снимка.
И в заключении несколько слов на финансовую тему. Фотографии натюрмортов широко применяются в полиграфической промышленности для создания всевозможных каталогов, буклетов, календарей. Так что у опытного фотографа, работающего в жанре натюрморта, есть все шансы улучшить своё благосостояние. Миллионы здесь, конечно, получить трудно, но на новую камеру заработать вполне реально.