Если среди своих родственников или друзей вы считаетесь неплохим фотографом, и они решили сэкономить на свадебных расходах и не приглашать профессионального фотографа, а вместо него попросили вас поснимать на свадьбе, то не спешите соглашаться и радоваться такому приглашению.
Свадебная фотография требует от фотографа особых навыков, умений и ответственности. Мало того, что он должен обладать определённой квалификацией. Ведь ему придётся демонстрировать навыки съёмки портретов всех типов от крупноплановых и поясных до групповых, а также показывать умение вести репортерскую съёмку от съёмки на улице при солнечном освещении до фотографирования в условиях недостаточного освещения при применении фотовспышки. Способности к режиссуре также необходимы при съёмке на свадьбе. Всегда может возникнуть необходимость самому придумать несколько интересных сюжетов, чтобы потом порадовать своих «заказчиков» необычными кадрами.
Приняв подобное приглашение, вам придётся забыть, что вы присутствуете на свадьбе в качестве гостя, ведь невозможно совместить роли гостя и фотографа, а качество свадебных снимков должно быть безукоризненно. Поэтому основная заповедь фотографа на свадьбе – ни капли спиртного. Итак, всё тщательно взвесив, вы всё-таки согласились на роль фотографа. Тогда вам необходимо начинать приготовления к свадьбе. В первую очередь необходимо изучить сценарий дня свадьбы начиная с самого утра, примерно просчитать общее количество возможных кадров и начинать запасаться расходными материалами для фотокамеры. Обычно полный съёмочный день свадебного фотографа состоит из следующих отрезков: предварительная съёмка жениха или невесты (или их вместе), их сборы и приготовления; обряд выкупа невесты; торжественная церемония бракосочетания в ЗАГСе (следует заметить, что съёмка разрешается не во всех Дворцах бракосочетаний и ЗАГСах); иногда приходится снимать церемонию венчания в церкви ( в этом случае желательно запастись разрешением на проведения съёмки у священника); студийная съёмка молодых и родственников; поездки и прогулки по памятным местам; собственно сам свадебный банкет.
Настало время немного поговорить о техническом оснащении свадебного фотографа. Главный вопрос – чем снимать? Конечно цифровыми камерами. Плёнка и дороже, и требует много времени на обработку. А главное, фотографы со стажем все об этом знают, с пленками один раз в год что-то непременно может произойти – их
просто можно засветить в самый ответственный момент. А у одного известного американского свадебного фотографа элементарно угнали машину, которая перевозила плёнки на проявку. Представляете, сколько у него было разборок с клиентами? Ну, а если говорить серьёзно, то для выполнения характерных задач, стоящих перед фотографом на свадьбе, ему необходимы соответственные инструменты. Это две фотокамеры, одна из которых снабжена широкоугольным светосильным зумом, а другая имеет зум-телевик. Подобное требование объясняется тем, что свадьба – череда обязательных церемониалов, причём проходящих в быстром темпе, и просить, к примеру, повторить церемонию подписания документов в ЗАГСе только из-за того, что вы не успели сменить объектив, бесполезно.
Поэтому второй аппарат на шее выступает гарантом полной оперативности. Обе камеры должно быть укомплектованы съёмными вспышками с поворотными головками и светорассеивателями. Штатив должен быть всегда под рукой, ведь иногда приходится снимать в таких помещениях с тёмными потолками и плохим освещением, которые осветить даже вспышками невозможно, а штатив позволит сделать очень даже приличный снимок, где будет виден, например, интерьер ресторана, где проходит свадебный банкет. Также фотограф не должен забывать о запасных карте памяти и аккумуляторе для фотоаппарата.
Итак, что же надо снимать на свадьбе и в какой последовательности? Утром у фотографа есть два варианта: поехать к жениху и поснимать сбор и украшение свадебного кортежа или направиться к невесте и запечатлеть её приготовления. Чаще всего выбирается второй вариант. Во время одевания невесты около неё много подружек и родственниц. Здесь можно проявить свой талант репортёра, снять нечто смешное, трогательное, интересное. Таких снимков обычно никто не ожидает и всегда им приятно удивляются. Большое значение в это время съёмки имеют композиционные элементы, несущие в себе некий идейный смысл, например, туфельки невесты или её фата. Во время ритуала выкупа невесты редко удаётся снять что-нибудь стоящее, так как невеста в это время отсутствует, а жених окружён плотной толпой друзей.
Наиболее значительные события совершаются в ЗАГСе. Но и тут трудно снять что-то необыкновенное, ведь молодожёны принимают участие в стандартных действиях, где все расписано поминутно. Здесь основной задачей фотографа будет как можно более подробное и грамотное фиксирование церемонии, а основные проблемы, которые его ожидают – большой разброс в освещении в разных помещениях ЗАГСа и слишком контрастное освещение в главном зале, что приводит к ненужным теням на лице, бликам на коже, пересветам и исчезновению фактуры на одежде. Лучше всего отдать съёмку в ЗАГСе на откуп штатным фотографам заведения, а самому подготовиться к моменту выхода молодых на улицу. В свадебном ритуале присутствуют такие моменты, упускать которые фотографу просто непозволительно.
Например, выход молодых из ЗАГСа. Жених занят тяжелой физической работой – несёт невесту на руках. Он не контролирует в этот момент свои эмоции, а невеста тает от удовольствия. Снимать подобные сюжеты легко и удобно, надо только заранее найти точку съемки и подготовиться. Молодые сейчас никем не загорожены, и не нужно бояться, что в последний момент кто-нибудь промелькнёт перед камерой и испортит кадр. Забегая вперёд, скажу, что ещё один обязательный сюжет на свадьбе – кусание каравая. Также выбрав к этому моменту удобную точку съёмки, здесь можно получить несколько интересных дублей. Очень благоприятный момент для фотографирования молодожёнов наступает, когда все гости размещаются по автомобилям и готовятся тронуться в путь. Оказавшись в машине, главные действующие лица слегка расслабляются, и у фотографа появляется прекрасная возможность сделать несколько прекрасных портретов.
Ну вот, наконец-то, свадебный кортеж устремляется на природу размяться и подышать перед банкетом свежим воздухом. Тут для фотографа начинается настоящая работа. Он не должен отходить от молодожёнов ни на шаг. Каждую композицию надо постараться старайтесь снять в различном ракурсе. Наиболее подходящие фоны для съёмки: тенистые аллеи, берега водоёмов, тропинка в парке, то есть всё то, что создает спокойный настрой души. Некоторые особо активные гости могут начать давать советы или даже пытаться командовать фотографом – их не надо слушаться. Ведь основная работа свадебного фотографа – съёмка молодоженов. В фокусе фотокамеры должны быть они, а не орава веселящихся гостей.
Во время праздничного застолья фотографу необходимо проявить всю свою выносливость и мобильность –всегда вовремя оказываться в центре событий! Первый танец молодожёнов, кража туфельки или невесты, различные конкурсы, свадебный торт, фейерверк -это только краткий перечень из возможных эпизодов, которые должны быть увековечены фотографом. Но не надо стремиться к репортажной манере съёмки, свадебная фотография в основном постановочная фотография. Классика свадебного фото – жених и невеста вместе, если она в кресле, то он рядом. Вариантов здесь может быть бесконечно много, но в выражении лиц у молодых всегда должны быть любовь и нежность.
Свадьба закончилась, что делать с отснятым материалом? Я считаю, что изготовлением свадебного альбома должно заниматься специально обученные люди, ведь подобный альбом должен быть произведением дизайнерского искусства, а фотограф, после передачи всех отснятых материалов заказчику, свою работу выполнил.
И ещё один немаловажный вопрос – о денежном вознаграждении. По-моему, даже пытаться обсуждать такой вопрос со своими друзьями, а тем более родственниками просто некорректно. Самой лучшей наградой для фотографа должны стать благодарные отклики после просмотра свадебных фотографий.