Многие фотографы избегают использовать встроенную вспышку как основной источник цвета. Она не позволяет выявить объем фотографируемой модели, порождает зловеще красные глаза и резкие тени позади объекта. Кроме того, имея небольшую мощность, она может осветить только объекты, расположенные на расстоянии 1- 4 метра.
Мы тоже не являемся сторонниками встроенных вспышек, но поскольку они есть практически на всех аппаратах, нужно научиться использовать их с минимальными потерями.
Почти все камеры имеют режим ночной съемки, при котором затвор остается полностью открытым некоторое время, чтобы хорошо проработался фон, до которого вспышка не добивает.
Понятно, что съемку в этом режиме нужно вести со штатива, иначе весь фон будет буквально размазан колебаниями камеры. Интересно, что в этом и в ручном режимах на некоторых камерах доступна «медленная синхронизация» работы вспышки. Освещенность должна быть такой, чтобы для съемки без дополнительного освещения потребовалась бы продолжительная выдержка. В этом случае вспышка срабатывает либо в момент открытия передней шторки затвора, либо непосредственно перед закрытием задней. В первом случае шлейф появится перед движущимся объектом, а во втором — позади него.
Я уже говорил, что вспышку хорошо использовать для заполнения теней при контровом свете, именно поэтому такой режим ее работы называется заполняющим. Неплохо получаются и снимки на фоне окна или другого очень светлого фона. Так удается избежать резких теней на фоне, которые становятся очень заметными, если вспышка немного смещена в сторону от оси объектива. Только не забудьте установить этот режим на фотоаппарате, иначе при достаточно ярком освещении вспышка не включится.
Профессиональные фотографы для смягчения света используют различные рассеиватели или отражатели. Иногда они поворачивают вспышку на потолок или стену, чтобы модель освещалась отраженным светом. Но как быть со встроенной вспышкой? Если потолок не очень высокий, можно попробовать приставить к ней под углом небольшое зеркальце или отражатель, который несложно изготовить самостоятельно. Результат виден на снимках. Менее эффективен рассеиватель, но и он помогает смягчить свет.
Хорошо, когда у вас есть несколько внешних вспышек и гнездо светосинхронизатора на камере — можно создать полноценное освещение. Ну а что делать, если такого гнезда нет?
Попробуйте использовать светосинхронизаторы. Их можно купить или сделать самостоятельно. В некоторые вспышки такие синхронизаторы уже встроены. Попытаться поджечь их можно той же встроенной вспышкой. Но будьте готовы к тому, что потребуются эксперименты, чтобы, во-первых. система вообще срабатывала, а во-вторых, делала это вовремя. В некоторых аппаратах мешает предварительная вспышка, которую делает аппарат перед съемкой.
Экспозицию при такой съемке тоже придется подобрать самому, изменяя диафрагму и чувствительность.