«Одна из причин, по которой только некоторые из нас добиваются того, чего по-настоящему желают – это то, что мы никогда не направляем свой фокус; мы никогда не концентрируем свою силу на чем-то конкретном», - Энтони Роббинс (Tony Robbins, знаменитый консультант по самореализации, жизненному счастью и самопостроению высшего человека).
Даже если ваши дети не планируют становиться чемпионами по прыжкам с трамплина в воду, заниматься нейрохирургией или ходить по горячим углям, как Тони Роббинс (зачем это вообще нужно, Тони?), сконцентрированный ум – неотъемлемый элемент в достижении и реализации их потенциала. Умение фокусироваться значительно облегчает обучение в целом и изучение любого дела или темы. И как же мы можем гарантировать развитие данного навыка у своего ребенка?
Ответ не в том, чтобы заставить ребенка фокусироваться, а в том, чтобы научить его, как это делать: а точнее, дать ему такую возможность и позволить ему. И это необыкновенно важно в течение первых нескольких лет существования - решающего периода для развития мозга и времени, когда дети максимально чувствительны к отвлекающим элементам.
Люди науки, занимающиеся исследованиями детского мозга, такие как доктор философии Элисон Гопник (Alison Gopnik), обнаружили, что детский образ мышления – это охватывать всю картинку в целом при неспособности сфокусировать свой ум всего на одной вещи и исключить из диапазона все остальное; последнее доступно только детям более старшего возраста. И в отличие от большинства взрослых, дети не упустят, например, пробегающую в танце по комнате гориллу (это часть знаменитого теста на избирательное внимание/мышление, разработанного Симонсом и Чабрисом (Christopher Chabris, Daniel Simons)).
Этот «всеохватывающий» тип внимания делает из малышей и тех, кто уже встал на ножки, существ с феноменальными способностями к обучению, но с не самыми лучшими способностями к фокусированию. Таким образом, когда они действительно чудом сфокусированы на какой-то деятельности или на мысли – и не важно, насколько нам она кажется незначительной – мы должны сделать над собой особое усилие, чтобы понять и оценить это, и не прерывать ребенка без особой необходимости.
Самая распространенная тенденция, которую можно наблюдать между родителями и их маленькими детьми (особенно, когда последние еще не заговорили) – это общение с ними на родительских условиях, а не на условиях малышей. Так что когда взрослые хотят сказать ребенку «Привет!», поднять ребенка или обнять его, они так и делают.
А теперь представьте, что вы сфокусированы на чем-то, что по ощущениям для вас очень важно в данный момент, и кто-то, кого вы любите, прерывает вас. В этом нет ничего серьезного, просто это несколько раздражает. Но если это случается с завидным постоянством, постоянно-периодически, вам становится очень трудно очередной раз сфокусироваться заново. К тому же вы начинаете ощущать отчасти пренебрежительное отношение к себе.
Когда дети в любом возрасте сфокусированы, они не только в потенциале учатся чему-то крайне важному в тот момент, но они так же и пробуют, и тренируют свой «мускул внимания».
Дети практикуются концентрировать внимание особенно эффективно, когда у них есть выбор, на чем фокусироваться. В течение грядущих лет у них будет предостаточно моментов, когда детям потребуется сделать сознательное усилие, чтобы сконцентрироваться на задании, которое окажется у них под рукой. Чем больше возможностей у них будет на практику самовыбранного фокуса, тем более отточенными окажутся их навыки.
Так что погружен ли ваш ребенок глубоко в свои мысли или внимательно изучает все вокруг, перед тем как кричать раздраженное «Земля вызывает Джанет!» (что случается с родителями часто), подумайте, действительно ли стоит то, из-за чего вам требуется внимание ребенка, прерывания ее/его потребности сфокусироваться на чем-то еще. Все шансы за то, что это, вероятнее всего, может подождать минуту-две.